?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заголовок взяла из анонса программы, что получила от организаторов - tourdefilm. В этот раз на Ленфильме, но не в малюсеньком директорском зале, а в первом съёмочном павильоне проходил спецпоказ немого фильма Карла Хайнца Мартина "С утра до полуночи" (1920), который долгие годы считался утерянным и был чудом найден в Японии в начале 60-х годов.

Перед показом куратор проекта Александр Марков совершенно точно отметил, что огромный абсолютно чёрный (даже пол и потолок) павильон более всего подходит для демонстрации этого фильма. Самым занимательным в рассказе выступающего мне показался следующий момент. Фильм нашли уже после того, как по немецкому экспрессионизму были написаны научные статьи и труды. Сами специалисты не понимали как его соотнести со всеми известными образцами кинематографа этого периода (в книге Лотте Айслер "Демонический экран" об этом фильме одно предложение на 26 стр. про пятна света и тени на предметах, лицах актёров и декорации - всё), фильм слишком не похож ни на что. И это так!

Три ключевые вещи отметил Александр Марков: графичность, театральность декораций и грим. Всё точно. Вот эти три момента мне бы хотелось прокомментировать.

Графичность
Кадр выглядит как графическое полотно, хоть сейчас в музей изобразительного искусства на стену. Особенно поразило то, как из кадра практически исключён серый, то есть градации чёрного, полутона отсутствуют. Чёрный цвет глубокий, словно составной. К фильму "С утра до полуночи"  классификация "чёрно-белое кино" подходит более всего. Свет выставлен таким образом, что нет теней. На протяжении всего фильма я поймала лишь один момент с тенью от героя. И это в том числе обеспечивает абсолютную графичность. Кадр как гравюра или как работа, выполненная пером и тушью по белом листу, но здесь, наоборот - белой краской по чёрному фону, будь то элемент декорации или тельняшка на парне. 

Театральность
Нет, это даже не театральность, вернее так, по условиям съёмки: отсутствие натуры, что особенно ощутимо во время пребывания героя/героев на улице по сюжету, или условность обстановки помещений - да, театральность. То как сделаны декорации, каждый отдельный элемент и даже реквизит, например - тромбон, можно рассматривать как арт объект. Никакой натуралистичности в антураже: штрихи кистью белыми лучами по чёрному, умышленное искажение формы предметов, ломаные линии. Заданный стиль выдержан идеально,  ни малейшего сбоя или диссонанса. Но у меня лично в процессе просмотра возникло сравнение не с театром, а с фильмом, где актёр помещён в мультяшную обстановку. Даже современные примеры не стану приводить. Но благодаря рисованному миру, в котором существуют герои, я бы назвала этот фильм первым примером комбинации кино и анимации, хотя анимация как техника получения движущегося изображения здесь отсутствует. Но у меня возникло такое ощущение при просмотре. И работа художника на этой картине грандиозная по замыслу и объёму.

Грим и не только
Да, всё верно. Гротескный. В выбеленных лицах женщин, что встречаются на пути главного героя, он видит маску смерти. Иногда кажется, что герои словно нарисованные и не только за счёт грима, надо сказать. А одежда? Одежда рисованная. То, что в настоящем встречается в клоунаде. То есть, тканевые чёрные брюки  со штрихами белой краской, имитация складок, карманы и пр. 


Покапсила в качестве иллюстрации. 
Сюжет такой: кассир ограбил кассу, пошёл в разнос, покаялся и застрелился. Драматургия выстроена чётко, тогда допускаю важна, думаю, современному зрителю важнее "не что, а как" (с)

Фильм не был выпущен в прокат, но не смотря на известность режиссёра, как театрального в первую очередь, ни одна прокатная контора не приобрела права на показ. Не из-за сюжета. Такая художественность отпугнула прокатчиков. Возможно поэтому на территории Германии не осталось ни одной копии. В очередной раз восхищает всеядность японцев, благодаря которой фильм сохранился.

1

2

Обращаю внимание на угол стола директора банка в правом кадре на переднем плане. Объём подчёркивается штрихами белой краской.
4

Комната в отеле. Даже люстра рисованная, а какая панель с кнопочками вызова персонала отеля.
И лацканы на пиджаках нарисованы.
5

Классический женский образ немого кино - дама, что явилась в банк,  и тут же гротескно загримированный кассир - главный герой фильма.
6

Так герой "раздевает" даму, ради которой и пошёл на преступление.
7

Дом снаружи и интерьер.
8

Как вам улица?
9

Карманные часы и вход в здание вокзала.
10

Тень в кадре.
Проститутка работает на улице.
11

Шестидневные велогонки. 
12

Трибуны. Легко догадаться, где ложи, где ярусы, где галёрка. И подписывать дальше не стану.
13

14

Ах, великолепная ложа судей, какая графика, ломаные тонкие вертикали и широкая горизонтальная линия, исчезающая лесенка и фонарь.
Кадр справа ничего не напоминает?
15

Кассир, преображённый на деньгах-то, и император какой и есть.
16

Какая картинка в баре с белыми посетителями и чёрным барменом, который словно негатив по отношению к первым двум.
И номер в отеле.
17-19





Маска смерти на лицах женщин.
20

Примеры "рисованной одежды", хотя это есть в каждом кадре.
21

Трактир снаружи и внутри. См. так же  7.
22

Тромбон, или это труба? Блеск! Он ещё раздвигается, тромбон всё же.
Аппарат "пуржит" снегом, вдувая его в кадр.
23



Шрифты
Первый важный момент, что вынесен в начало фильма в информационный блок вместе с историей об утрате ленты, это  - использование того же шрифта в титрах, что присутствует в любых бумагах и надписях в картине
24

Табличка "Dir." - директор, подтверждение от итальянского банка о денежном переводе и титры.
25
Но невозможно не обратить внимание на шрифты по ходу фильма.

Даже купюры имеют ромбообразные нули. А размер шрифтов! Что в газете, которую читает директор см.2 (там просвечивают строчки - 4-5 максимум, газета рукотворная), что в нотной тетради дочери - нотный стан в три гигантские строчки на развороте.

26-27 Сообщение по телеграфу о том, что кассир сбежал.



Буковки сначала появляются на прводах, а потом разлетаются. Припомнился Родченко и репринт журналов Кино-Фот от 1922 года, что я заказала и благополучно получила в своё время. Без компьютера, пером и карандашом, а как работали со шрифтами в эти удивительные 20-е.
Журналы, кстати, и сейчас можно заказать. Я лично люблю почитать, полистать и поразглядывать такое.


Музыка
Убийственна. Или я - старый вымирающий вид зрителя, но несоответствие звуков изображению дичайшее. Тем более при таком активном присутствии ударных, на которые у меня сейчас особенно заточен слух. Понимаю, что современным звукосочинителям трудно угнаться за художниками 20-х годов прошлого века, но хотя бы потише.
Я верю, что приглашённый ди-джей (!) много работает именно в этой области. Порой на ум приходил наш разговор о Курёхине и его работе в кино. Вот кто бы смог...

А вот как этот фильм был представлен в Амстердаме, если говорить о музыке.
Von morgens bis Mitternacht + Dagora @ Goethe-Institut Amsterdam 13-05-2011


Я позавидовала Александру Маркову, который этот фильм посмотрел в Deutsche Kinemathek на Потсдамской площади.

И говоря о музее, по ходу просмотра меня посетила мысль, насколько Deutsche Kinemathek стилистически соответствует этому кинематографу, которому он в основном и посвещён. Об этом же я думала, находясь в музее.

О Deutsche Kinemathek - Museum für Film und Fernsehen (Музей кино и телевидения) рассказывала в посте Берлин. Часть I - до концерта.


С утра до полуночи / Von morgens bis Mitternacht
Интересная информация о фильме с точки зрения его места в немецком кинематографе 20-х годов на сайте организатора просмотра.
Скачать с рутрекера

Продвинутый Екатеринбург вот как представил фильм.


Предыдущие посты о немецком кино:
Два кинопоказа на Ленфильме.
Дни Германии и Фестивали немецкого кино в Санкт-Петербурге.
Берлин, которого больше нет.
Марлен Дитрих и "Голубой ангел" / "Der Blau Engel" 1930 г.
Смерть меняет всё. (с)
"Если она заговорит, мы услышим немецкий акцент."

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
je_nny
Oct. 27th, 2012 08:24 pm (UTC)
надо же, какое Вы нам показали!
Странное кино, действительно, есть в нем нечто мультяшное...
Ни на что не похоже!
Вообще, в то время много было разных открытий в кино - потом все заново изобретали
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 08:08 am (UTC)
Потом усовершенствовали, но то время великих открытий - факт, что мы уже обсуждали в моём посте про Дзигу Вертова.
je_nny
Oct. 27th, 2012 08:28 pm (UTC)
А вот был еще какой-то чешский кажется фильм, очень своеобразный - годов 60-х наверно...
Тоже все рисованное, но уже, конечно, более обычное...
Что ж за фильм-то...
Какая-то комедия что ли...
Там всякие дирижабли, подводные лодки кажется плавали...
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 08:07 am (UTC)
Интересно, вспоминайте, вспоминайте...
zhaba_rosita
Oct. 27th, 2012 08:55 pm (UTC)
1. Изумительно. Вот что значит стилистика выдержана!!!! Это создаёт свой собственный мир, в котором всё воспринимается правильно, потому что нет сбоев. И, кстати, я не удивляюсь, что японцы это сохранили. После того фильма про сеппуку... ничему не удивляюсь. :-) (Мисима)
2. Ди-джей повеселил. Не музыкой - хороша она или плоха, - и фактом. В прошлом веке всё начиналось с бойкого брынькания на фортепьянах... "До чего дошёл прогресс". На самом деле это такое смешное сопоставление, что если бы не ночь, я бы хохотала в голос, как над роликом с музыкой из "Шерлока".
3. Просто спасибо. Я далеко не всегда "пересекаюсь" с вами в знаниях-пониманиях-вкусах, но это - ДА. В смысле, оно такое ДА, что... какое-то "моё" по стилистике. (Не знаю, хорошо это или плохо для меня.)
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 08:13 am (UTC)
Неожиданно, но хорошо, что ещё есть точки пересечения.
Стилистика выдержана до мелочей, специально капсанула часы в руке. Правда, велосепедисты на гонках слегка смутили меня.
На счёт ди-джея... Вот у меня во френдленте есть органист (не знаю, можно ли употреблять в ж.р.), так она играет на сеансах немого кино. Фильмы демонстрируют в стационарных кинотеатрах, где есть орган, правда, это Германии и кино - их национальное достояние.
luckyed
Oct. 27th, 2012 09:03 pm (UTC)
Спасибо. Обязательно посмотрю.
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 08:36 am (UTC)
Ой, Вы сами заглянули ко мне. Рада Вам. Не знаю насколько в тему. Спасибо за интерес.
luckyed
Oct. 28th, 2012 08:40 am (UTC)
Не знаю о какой Вы теме. Я кино хорошее очень люблю (не меньше джаза) и постоянно смотрю. А заглянул, потому что наконец-то дописал четвёртый пост о Хевроне, и нашлось время на друзей. Очень нелегко мне эти четыре рассказа дались.
rekaoka
Oct. 28th, 2012 06:06 am (UTC)
Очень классно - по картинкам.
И, на самом деле, - очень в духе нем.экспрессиионизма; - рисованный, искажённый, субъективный, подсознательный мир, - абсолютно в духе.
Но по-своему.

Не видела, к сожалению.
rekaoka
Oct. 28th, 2012 06:12 am (UTC)
Лена, а не смотрели вот такую статью?
http://seance.ru/blog/caligari/
она про "Кабинет доктора Калигари", в основном (тоже 1920 года фильм, наверняка вы видели); здесь кадры из фильма очень впечатляющие
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 07:50 am (UTC)
Да я знаю, это статья из книги "Демонический экран", я ж её тогда купила, читала выборочно. Меня, кстати, заинтересовала мысль, что если бы они привлекли в качестве художника-декоратора Альфреда Кубина, то он сделал бы декорации в духе Гойи. И он предлагал не изготавливать декорации, а рисовать на холсте. В контексте этого фильма момент интересный, на мой взгляд.
Магазин "Порядок слов" и на этом показе разыграл книгу "Демонический экран". "Кабинет доктора Калигари" вспоминали и упоминали не раз. Но здесь другие декорации, употребляют определение "плоские", но они не плоские. Объём есть, но пространство не построено, всё нарисовано на плоскости, они ходят как на фоне ширмы, по-моему, нет ни одного настоящего предмета в кадре (часы, тромбон). Как верно пишет zhaba_rosita - нет сбоев. И этот фильм очень чёрный, это даже по капсам видно.
А что фильма не видели, так вон что говорят, он даже в специальной литературе по этой эпохе отсутствует. Неее, надо ехать в Берлин, в этот музей, но идти без Нины, ради кино. Вот, где атмомсфера, никаких ди-джеев не надо.
Лена, я делала этот постом во многом для Вас.
rekaoka
Oct. 28th, 2012 08:57 am (UTC)
Спасибо!!
la_gatta_ciara
Oct. 28th, 2012 06:27 am (UTC)
Спасибо! Уже скачиваю, после просмотра еще раз прочитаю Вашу статью и отпишусь)) И тоже хотела спросить Вас про "Кабинет доктора Калигари". Кстати, один из любимых фильмов Тима Бёртона (кто про что :-), влияние этого фильма на его творчество очевидно))
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 08:35 am (UTC)
Я выше ответила, или не ответила, даже не знаю. если говорить о сюжете, этот фильм проще, на мой взгляд. Плюс "Кабинета доктора Калигари" в наличие звуковой дорожки, я опять о том же. При просмотре никакого дискомфорта.
А про Бёртона... в последнем допе Хью (кто про что) в ответ на реплику К. Дж. о пилотной серии и как они всё начинали с "0" очень интересно сказал про усовершенствования, про роль изобретателя и тех, кто потом усовершенствует изобретения, даже книгу какую-то упомянул, посвящённую этой именно теме.
Желаю приятного просмотра. Дома повторно я смотрела без звука.
livejournal
Oct. 28th, 2012 09:06 am (UTC)
Тайна острова Бэк-Кап
Пользователь je_nny сослался на вашу запись в записи «Тайна острова Бэк-Кап» в контексте: [...] Вчера, читая очень интересный пост у - Забытый шедевр эпохи немецкого экспрессионизма [...]
a_sult_h
Oct. 28th, 2012 09:47 am (UTC)
А какие у тех людей были лица!
hhhhhhhhl
Oct. 28th, 2012 09:57 am (UTC)
О да.
rider3099
Oct. 28th, 2012 08:33 pm (UTC)
В данном случае это действительно искусство.
Очень интересно!
hhhhhhhhl
Oct. 29th, 2012 05:21 am (UTC)
Да, это искусство. Люблю фестивали и кинопоказы именно поэтому.
Рада была поделиться, в прокате не увидишь, в сети искать, так надо ещё узнать сначала.
Время фестивалей пришло.
schrotmueller
Oct. 29th, 2012 11:35 am (UTC)
Какой чуднОй фильм! Никогда не видела. Рассматривала фотографии и вспомнила, что иногда попадаются такие очень старые мультфильмы - нарисованные белым по чёрному, очень схематично.
hhhhhhhhl
Oct. 29th, 2012 02:19 pm (UTC)
Да, да, а я и написала, что мультяшное впечатление, вот и Вы меня поддержали. А что скажите про музыкальное сопровождение? И в комменте про френда, это я Вас имела в виду. Не знаю, уж узнали ли себя.
schrotmueller
Oct. 29th, 2012 02:39 pm (UTC)
Трудно судить о сопровождении по маленькому отрывку. Оно, конечно, очень нетрадиционно, но ведь и фильм странноватый. Так что вопрос о сопровождении открыт. Другое дело, если характер музыки и фактура не меняются на всём протяжении фильма, это безусловно монотонно.
А мы вот с одним музыкантом-электронщиком хотим вместе поиграть музыку к фильму. Не знаю, что получится. Видимо, фильм будет "Земля" Довженко.

Да, я себя узнала и очень польщена :)
hhhhhhhhl
Oct. 29th, 2012 02:47 pm (UTC)
Характер музыки и фактура не меняются на всём протяжении фильма. Вот правильные слова. "Земля" Довженко знаю. Нй давайте, интересно, правда, я давно смотрела.
schrotmueller
Oct. 29th, 2012 02:57 pm (UTC)
Не знаю пока, когда мы это будем играть. Мой знакомый критикует меня, что я играю на театральном органе всякую попсятину. Ему кажется, эти инструменты созданы для чего-то более оригинального. А мне всякое интересно. И сейчас интересно осваивать именно традиционную манеру игры.
( 25 comments — Leave a comment )