?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Редко заглядываю в афиши, нет времени совсем даже почитать анонсы. А тут практически случайно купила билет на кинопоказ в Концертный зал Мариинки - фильм режиссёра Фридриха Эрмлера 1929 года "Обломок империи". Кроме того музыка в исполнении Симфонического оркестра Мариинского театра, написанная тогда же в 1929 Владимиром Дешевовым и восстановленная к этому кинопоказу.

Обломок Империи
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Из советского немого кино зрителю были доступны лишь пара лент. Конечно, "Броненосец Потёмкин". С детства помню "Закройщика из Торжка", который показывали по ТВ, а отец его всегда смотрел почему-то, как и "Праздник святого Иоргена", хотя это уже со звуком. Вот и всё, пожалуй. Весь киноавангард советского немого кино был запрятан на самые дальние полки ещё в 1930-е.

Сюжет "Обломка империи" фантастический и политически весьма рискованный для своего времени: унтер-офицер теряет память после ранения во время Первой мировой войны, живёт работником в каком-то хозяйстве - таким местным дурачком. Революция, Гражданская война проходят мимо. Случайно память возвращается, и он едет в Петербург уже социалистический. Не знаю как картину в те годы воспринимал зритель, но и сейчас следить за происходящем на экране интересно, не смотря на идеологическую линию, выдержанную в ленте. Моменты воспевания преимуществ устройства социалистического быта, когда одновременно в кадре и столовая (помните призыв освободить женщину от домашних забот), и оркестр гусляров, а при отъезде камеры на переднем плане ещё и теннисный стол появляется с игроками, выглядят комично. Мне кажется, что смотреть подобные ленты стоит абстрагируясь от идеологической направленности, здесь усиленной к финалу.
Ценно другое. Пост подготовлен hhhhhhhhl
Во-первых - удивительно даже из сегодняшнего дня, чтоб вот так и Христос и Ленин одновременно.
Подобным образом снимали только в 20-е, пожалуй.
Позже сочетание разрешённое разве для "Двенадцати" Александра Блока.
U228960P-A Обломок Империи 01
Во-вторых - монтаж, который утрёт нос современным клипмейкерам, планы общие и крупные, насыщенность кадра, это при тех технических средствах.
Во-третьих - актёрская игра, и в первую очередь Фёдора Никитина.

Именно Фёдор Никитин руководил восстановлением ленты в 1967 году, которая была перезаписана под усреднённую тапёрную музыку. Фёдор Никитин снимался до конца 80-х.
Узнаёте?Пост подготовлен hhhhhhhhl


Я знала, что в фильме "Обломок империи" играет Сергей Герасимов, но как не старалась, не разглядела его.

И конечно, музыка! Абсолютное слияние с экранным действием, точнее точного. Никакие современные эксперименты, на которых я была, не идут в сравнение.
Пост подготовлен hhhhhhhhl

Ждала город, какой он в 1928 году? Пост подготовлен hhhhhhhhl
Оказалось, что это сплошь трамваи и дворники. Правда-правда.
Единственный более-менее подробно показанный и узнаваемый район, кроме площади Ленина - площадь у Нарвских ворот: сами Нарвские ворота и здание ДК им. Горького, которое было построено как раз к 10-летию Октября по проекту арх. А. И. Гегелло и А. И. Дмитриева. Вполне узнаваемы дома по проспекту, но целый квартал явно послереволюционных построек поразил воображение. Видимо они были разрушены во время Великой Отечественной войны. Но не комбинированные же съёмки? Вообще этот район располагает памятниками конструктивизма. Чуть дальше по пр. Стачек как раз по той стороне, где стоит ДК им. Горького, рядом со сквером 9 Января сохранился Дом Советов Нарвского района - Здание Кировского райсовета, построенное в начале 30-х арх. Н. А. Троцким. Так что такой квартал вполне мог существовать в 1928 году и поразить тогда героя фильма, а теперь современного зрителя.

Обломок Империи 03 petersburg_in_cinema_04
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Три фильма, появившиеся на экранах в 1929 году, - "Новый Вавилон" Григория Козинцева и Леонида Трауберга, "Золотой клюв" Евгения Червякова и "Обломок империи" Фридриха Эрмлера - стали кульминацией и завершением "золотого века" советского немого кино. К каждому из них было написано оригинальное музыкальное сопровождение, которое предполагало живое исполнение оркестром. Однако в 1930-е почти всё наследие авангарда оказалось вычеркнуто из истории советского кинематографа. Долгие годы на слуху оставались лишь отголоски тех событий: например, музыка Дмитрия Шостаковича к "Новому Вавилону" или знаковый уход классика немого кино Фридриха Эрмлера из немого в звуковое кино. Среди истинных же причин недооценки уже в 1930-е годы открытий конструктивистских 1920-х мог быть и факт несправедливого и скорого суда и расстрела автора трёх омузыкаленных немых фильмов - блистательного и даровитого драматурга, филолога, критика, руководителя петроградской студии "Совкино" Адриана Пиотровского (1897-1937). Между тем прект Пиоторовского был лишь одной из радикальных идей этого сложного и яркого времени отечественный киносимфоний.

...По воспоминаниям исполнителя главной роли - актёра МХАТа Фёдора Никитина, многие из сцен этого фильма режиссёр предпочитал снимать под звучащую живую музыку, добиваясь от исполнителей ролей особой пластики жестов и драматизма.
Так случилось, что судьба композитора фильма Владимира Дешевова оказалась созвучной сюжетным коллизиям картины. Он воевал на фронтах Первой мировой, был и в гуще послереволюционного строительства. Как и для офицера из фильма, страшная череда событий 1914 и 1917 годов и в его жизни нарушила предсказуемый порядок вещей.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
...Нотные материалы, ставшие основой для современной реконструкции музыки Дешевова к фильму "Обломок империи" - это изданный накануне премьеры в 1929 году минимальным тиражом (и в последствии чудом уцелевший в годы блокады) комплект оркестровых голосов, сохранившийся в исторических фондах библиотеки Мариинского театра. Заказ для композитора оказался сверхсрочным: написать музыку более часа длительностью ему пришлось за неделю. Задача синхронизировать сопровождение с кадрами фильма заставила Дешевова решиться на необычный шаг: издателю им был предложен только комплект оркестровых партий, в то время как партитура была принципиально была оставлена в рукописи и, как оказалось, осталась неполной. Её намеренные пустоты давали возможность автору, дирижировавшему на премьерных показах, сжимать и растягивать звучащий материал, пытаясь поймать нужный кадр. В оркестровые партии Дешевов ввёл фрагменты "свободно рефлексирующего" музыкального текста, в которых музыканты имели возможность гибко следовать указаниям дирижёра в режиме реального времени сводящего изображение и звук.
[Источник: программка Концертного зала Мариинского театра к кинопоказу]


Подробнее про фильм:Пост подготовлен hhhhhhhhl
КиноПоиск
Вики
Обломок империи / A Fragment of Empire (1929) фильм смотреть онлайн
Однако, как я поняла из программки, в сети выложен вариант с музыкой Тараса Буевского, созданной им по заказу РТР в 1992 году. Оригинальная партитура прозвучала в Концертном зале Мариинского театра 30 апреля 2017 года впервые после премьерных показов фильма в 1929.

Пост подготовлен hhhhhhhhl

Featured Posts from This Journal

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
je_nny
May. 1st, 2017 03:47 pm (UTC)
Как интересно! Я когда-то читала про этот фильм - классика, конечно.
hhhhhhhhl
May. 1st, 2017 04:19 pm (UTC)
Да, теперь об этом чаще почитать, чем увидеть.
goldfond
May. 1st, 2017 03:48 pm (UTC)
Мне старое кино интересно, прежде всего, вот такими "декорациями" - к нашему времени очень многое кардинально поменялось, если учесть потери во время войны и послевоенные постройки, взамен разрушенных...
hhhhhhhhl
May. 1st, 2017 04:19 pm (UTC)
А как Вам привязка звука к кадру через партитуру? Я впервые читала про такое, но я это слышала и видела - невероятно!
Вообще интерес к немому кино падает, целая волна показов прошла пару лет назад, что отражают мои ссылки на посты. Сейчас совсем нет таких фестивалей.
goldfond
May. 1st, 2017 04:23 pm (UTC)
Привязка через партитуру очень интересна. Я про это не читала, возможно, потому, что мало интересуюсь немым кино.
А Вы молодчина! Такие интересности нарываете))
hhhhhhhhl
May. 1st, 2017 05:15 pm (UTC)
Сама первый раз прочла, но ощущение невероятное от слияния музыки с экранным действием.
Но чаще всего я попадаю случайно на такое-эдакое. Само как-то получается.
goldfond
May. 1st, 2017 05:28 pm (UTC)
Это потому,что Вы в центре работаете и плюс - на машине, поэтому более мобильны.
hhhhhhhhl
May. 1st, 2017 05:41 pm (UTC)
Да, если б не якоря в виде любимой семьи - летала бы! А иногда они есть повод сбежать в кино))
goldfond
May. 1st, 2017 05:54 pm (UTC)
:))
hhhhhhhhl
May. 1st, 2017 05:58 pm (UTC)
)
kom_sa
May. 2nd, 2017 03:20 am (UTC)
К своему стыду ничего не слышала ни про фильм, ни про актёра Фёдора Никитина(( Теперь буду знать. Спасибо!
hhhhhhhhl
May. 2nd, 2017 05:47 am (UTC)
Сама не знала.
И это нормально, мне кажется, всё же сейчас подобное кино для каких-то специальных показов и киноманов.
luckyed
May. 3rd, 2017 05:11 am (UTC)
Интересно. Никогда этого не видел.
mila_n_ista
May. 6th, 2017 05:48 pm (UTC)
удивительно даже из сегодняшнего дня, чтоб вот так и Христос и Ленин одновременно
Поразительно. И с привязкой через партитуру - тоже.
И как только Вы такие интересности раскапываете!
hhhhhhhhl
May. 7th, 2017 10:31 am (UTC)
Все мои раскапывания - случайные тыки в интернете под настроение. Правда-правда. Про партитуру поразилась так, что неделю в реале всем это рассказывала.
( 15 comments — Leave a comment )