?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

фото1820


В этом году 135-лет со дня рождения Игоря Стравинского. Когда была в Мариинке-2 на Нетребко, смогла посмотреть выставку в холле среднего этажа (2-го, 3-го??). Костюмы к балетам, программки, афиши, несколько витрин настоящих раритетов. Пыталась снять, но стекло бликует, да и фотика с собой не было.


Это с сайта театра

XXV музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей" проходит в Мариинском театре под знаком Игоря Стравинского. К сожалению, поздно узнала. А с другой стороны, балеты видела все и не по разу. Жалею, что не попала на "Историю солдата". Уж очень хотелось послушать, представить другое исполнение. Догадались какое? Кто вспомнит?Пост подготовлен hhhhhhhhl
Пост подготовлен hhhhhhhhl
фото1821
Пост подготовлен hhhhhhhhl

       В жизни Стравинского было немало стилистических метаний - в таких балетах, как "Жар-птица" или "Весна священная", он вдохновлялся русской национальной культурой, а в своём "Регтайме" 1918 года лукаво посмеивался над популярной музыкой, а кроме того порой создавал бескомпромиссные абстрактные произведения. Но ритмический драйв и анархический подход к звукоизвлечению были ему присущи во все времена.
       Дирижёр Пьер Монте пришёл в ужас, когда Стравинский в 1912 году исполнял в его присутствии фортепьянную обработку своей революционной "Весны священной": "Мне показалось, что он сошёл с ума... От его аккордов сотрясались стены, и ко всему прочему Стравинский всё время подпрыгивал на стуле и топал ногами". Последнее, очевидно, вообще было ему свойственно: как вспоминала балерина Мари Рамбер, над предпремьерной репетиции балета композитор отпихнул толстого немецкого пианиста, которого Дягилев прозвал Колоссом, сам сел за фортепьяно и сыграл в два раза быстрее, чем мы привыкли, и, пожалуй, быстрее, чес мы вообще физически могли станцевать. При этом он активно топал ногами, бил кулаками по клавиатуре, пел и кричал".
       "Весна священная", конечно, скорее хватала слушателя за грудки, нежели мягко прикасалась к его душевным струнам.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Стравинский 001

       Ритмические эксперементы Стравинского порой раздражали даже профессиональных музыкантов. Свою Piano Rag Music он подарил Артуру Рубинштейну, но тот отказался её играть. "Для меня большая честь держать в руках твою рукопись, - объяснил он, - но я, знаешь ли, пианист старой закалки. А твоя композиция написана, по-моему, для ударных инструментов, а вовсе не для фортепьяно".Пост подготовлен hhhhhhhhl
       "Ему мой ответ очень не понравился, - рассказывал потом Рубинштейн. - "Я вижу ты ничего не понял, - нетерпеливо сказал он. - Дай я сам сыграю, и ты поймёшь". После чего сел за Фортепьяно и проиграл композицию раз десять, и с каждым разом она меня раздражала всё больше и больше. Тогда он рассердился, и мы едва не поссорились. "Тебе кажется, что мы можешь заставить фортепьяно петь, - кричал он мне, - но это иллюзия! Фортепьяно просто подручный инструмент, и всё! Его можно и нужно использовать как ударный инструмент!"
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Igor Stravinsky - Piano Rag Music (1919)

Пост подготовлен hhhhhhhhl
       "Вы современные пианисты, становитесь миллионерами, играя музыку, которую написали для вас страдающие от голода Моцарт и Шуберт, несчастный безумец Шуман, чахоточный Шопен и глухой Бетховен", - Возмущался Стравинский. "По-своему он был прав, - писал впоследствии Рубинштейн вавторбиографии "Мои долгие годы". - Мне всегда казалось, что мы были отчасти вампирами, пиьающимися кровью великих музыкальных гениев".
       Несмотря на постоянство, с которым в музыке Стравинского менялись размеры и тональности, в ней тем не менее всегда сохранялось мощнейшее ритмическое начало. К концу жизни композитор с головой погрузился в атональное творчетво, оончательно отринув всякуютрадиционную гармонию. Конечно, это была музыка не для всех. Но она легко могла возбудить и опьянить слушателя.
[Источник: "Громкая история фортепьяно". Стюарт Исакофф]
Пост подготовлен hhhhhhhhl


Именно это ритмическое начало невероятно притягивает в его музыке. "Свадебка" с ударным фортепьяно - самое мощное и до сих пор, на мой взгляд, сохраняющее в себе новаторское звучание произведение. Под картиночками ссылки мои посты после представлений на музыку Стравинского. А кроме того, ответ на вопрос про "Историю солдата" в начале поста))

Пост подготовлен hhhhhhhhl

Featured Posts from This Journal

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
talkingfisch
Jul. 16th, 2017 06:09 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо! Никогда не знала Стравинского глубоко, но всегда подозревала, что оригинал он был тот ещё.
hhhhhhhhl
Jul. 16th, 2017 06:44 pm (UTC)
Да, и по музыке чувствуется. У него танго есть - моё любимое из малых форм у него.
Хорошо, что уехал.
luckyed
Jul. 17th, 2017 06:27 am (UTC)
Шарж Кокто гениально точен!
hhhhhhhhl
Jul. 17th, 2017 07:18 am (UTC)
И очень подходит под описание. Из книги сосканировала. Обычно шарж - это портрет.
mila_n_ista
Jul. 17th, 2017 06:12 pm (UTC)
Костелло, конечно же - это о сравнении :)

Шикарная подборка. Кокто - в точку!
hhhhhhhhl
Jul. 19th, 2017 06:17 pm (UTC)
Да, Костелло))
Подборка специальная. Я Люблю его маленькие вещи очень!
( 6 comments — Leave a comment )