?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

John Henry

Пост подготовлен для сообщества laurie_ru

Это - классическая история в странной и запутанной мифологии Америки, охватывающая борьбу человека против машины, прогресса против прошлого, и право афроамериканцев на то, чтобы их считали людьми. Эта версия основана на плодотворном дуэте Мемфиса Слима и Вилли Диксона; они рассказали эту историю прямо, но, не раскрыв ее тайны. Это - нелегкая задача. На ранних стадиях планирования нам пришло в голову, что история получит дополнительный вес и объем, если рассказать ее с точки зрения женщины - обладающей мощью, станом и нюансами, которые равнялись бы этой легенде: и появилась Ирма Томас.*
Хью Лори

По названию песни в сети выскакивает куча материала на YT, причём героем видео становится не исполнитель, а именно Джо Генри - образ, чаще прорисованный в разное время, в разной технике, в разных графических стилях, уж не знаю, что это иллюстрация, плакат.  В случае с этим синглом интересна не только музыкальная история, но история графического плаката в США.
Собственно сюжет понятен даже без языка с такой-то визуализацией.

Джон Генри является американским народным героем, знаменит тем, что в одиночку состязался с машиной на паровой тяге и выиграл, умерев с молотом в руке. Он был героем многочисленных песен, рассказов, пьес и романов. По легенде Джон Генри был 6 футов (1,83 м) ростом и весил около 200 фунтов (91 кг).
Правда о Джоне Генри, как невероятно сильном человеке, скрыта временем и мифами, но одна из легенд гласит, что он был рабом, родился в штате Миссури в 1840 году, и его состязание с паровым молотом состоялось на отрезке ж/д Чесапик и Огайо в Талкотт , Западная Вирджиния . Статуя и мемориальная доска в честь этого события были размещены вдоль шоссе к югу от Талкотт.

Встраивание запрещено пользователем, но здесь и место и статуя и мемориальная доска.

Железнодорожные историк Рейган С. Лонг (Reagan C. Long) обнаружил, что было несколько туннелей на отрезке ж/д Чесапик и Огайо (C & O). Другая теория гласит, что события разворачивались в Лидсе, штат Алабама. Как я поняла учёные и историки пишут труды выясняя и доказывая, где именно произошли эти события.

Существует и такая версия.
Профессор истории в колледже Уильяма и Мэри ( College of William and Mary) Скотт Рейнолдс Нельсон (Scott Reynolds Nelson), утверждает, что Джон Уильям Генри был заключенный в тюрьме штата Вирджиния, и вместе с другими был привлечён на работы по строительству ж/д C & O в 1870 году, он и является прототипом легендарного Джона Генри
По словам Нельсона (Steel Drivin' Man: John Henry, the Untold Story of an American Legend):
*...рабочие контролировали свой труд, устанавливая "ограничения" или темп. Нарушившие ограничения изгонялись... Эта песня рассказывает, что случалось с теми, кто работал слишком быстро - они умирали чудовищной смертью, их кишки вываливались наружу. Они должны были медленно петь, медленно работать, охранять свою жизнь - или умереть.*

Почему именно молот? Есть две версии собственно процесса: забивание костылей при крепеже рельсы к шпалам и пробивание отверстий в скале для закладки динамита при проходке тоннелей в горных массивах. В общем-то, это не важно. Суть в том, что Джо Генри отдал все силы, жизнь ради своих товарищей, чтобы сохранить рабочие места, чтобы иметь возможность кормить семьи. Собственно поэтому Джон Генри и является народным героем для всех американских рабочих на протяжении более ста лет.
 
Начну с Ледбелли.





А вот такое .
Ballad of John Henry's Hammer







Анимированая графика.
story of john henry






Harry Belafonte - John Henry.







История в рисунках , плакатах и не тольо.
Eddie Albert - "John Henry"






Чистая графика и музыка.
Legends & Tales - John Henry.







А вот мультипликация, но вступительное слово читает известный нам
по сериалу "Хаус" Джеймс Эрл Джонс.
John Henry - Part 1 of 2





Теперь поближе к песне.
У Хью Лори в книжечке к альбому указан Peter Chatman (Джон Питер Чатмен), известный под псевдонимом Мемфис Слим (Memphis Slim) - блюзовый пианист. Я не знаю, почему Хью указал именно его, поскольку Мемфис Слим карьеру начал в конце 30-х годов, что не удивительно, учитывая даты жизни (1915-1988), но существуют более ранние записи песни.

Как например эта.

Интереснейший вариант исполнения чуть ли не документальная съёмка уличной банды.
Blind James Campbell String Band "John Henry"







Mississippi Fred McDowell - John Henry





Или

'John Henry (The Steel Driving Man)' FURRY LEWIS (1928) Blues Guitar Legend

SONNY TERRY (The New John Henry, 1938) Harmonica Blues Solo Legend

'John Henry' BIG BILL BROONZY (1951) Country Blues Guitar Legend

DeFord Bailey - John Henry

Исполнение аж в декорациях якобы фермы.
Tennessee Ernie Ford sings "John Henry"

Может выбор Хью связан с тем, что существует множество вариантов, в том числе и текста песни, и записанный именно Мемфисом Слимом был взят для альбома Хью.  Хотя в исполнении Мемфиса Слима звучит только мелодия на губной гармошке . Или я не нахожу, то что надо?
В контексте истории положенной в основу песни, своим контрастом интересны факты, завершающие биографию исполнителя.
Тур по Европе в партнерстве с басистом Вили Диксоном в 1960 году настолько покорил пианиста, что через пару лет он насовсем уехал в Париж, где концертные и студийные возможности казались бесконечными и ветеран-пианист пользовался уважением, которым даже афро-американские звезды блюза часто были лишены дома. Он оставался там до смерти в 1988 году, наслаждаясь своим положением короля блюза и гражданина мира.


baba_yagada нашла-таки "Джона Генри" в исполнении Мемфиса Слима в альбоме Broken Soul Blues (1961 года). Первая песня в альбоме. Похоже именно её взял Хью.
 
John Henry*

У Джона Генри была женщина,
И было на ней красное платье,
Она шла по дороге, не оборачиваясь,
Я иду туда, где Джон Генри упал замертво,
Я иду туда, где Джон Генри упал замертво.

У Джона Генри была и другая женщина,
И звали ее Полли-Энн,
Джон Генри заболел,
И пришлось ему лечь в постель.
Полли-Энн загоняла костыли, как мужчина,
Полли-Энн загоняла костыли, как мужчина.

Джон Генри сказал своей женщине:
Милая, сделай мне скорее ужин,
Мне нужно уложить 90 миль пути.
Я буду укладывать его свете луны,
Я буду укладывать его свете луны.

Джон Генри сказал своему бригадиру:
"Ты знаешь, что человек - лишь человек,
Бьюсь об заклад, ты меня не осилишь".
Я умру с молотом в руках,
Я умру с молотом в руках.

Джон Генри работал в недрах горы,
Пока его молот не вспыхнул.
Последние слова бедняги были:
“Дайте мне глоток холодной воды, прежде чем я умру".
“Дайте мне глоток холодной воды, прежде чем я умру".

“Дайте мне глоток холодной воды, прежде чем я умру".
“Дайте мне глоток холодной воды, прежде чем я умру".

«Let Them Talk»



Всё-таки решение Хью Лори сделать запись женским голосом - гениально,  насколько по-новому зазвучала старая история. Понимаешь это, сравнивая со всем, что напели за эти годы.

И два видео 2010 года, как примеры современного исполнения.
Скорее классический вариант: John Henry - Traditional Bluegrass Song - Lyrics & Chords Included!
Архисовременно, одна гитара чего стоит! А по сравнению с уличной бандой-то, что наверху поста!
Joe Bonamassa - The Ballad Of John Henry [McDonald Theater 2010]



*перевела kotofyr, за что ей спасибо в который раз.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
rekaoka
Jun. 17th, 2011 01:41 pm (UTC)
Суперская уличная сценка.
И дети, и лицо музыканта крупным планом. Вот она, подлинность. И захочешь, не достигнешь.
И грустно, и смешно, одновременно, - жизнь как есть.
Спасибо!
hhhhhhhhl
Jun. 17th, 2011 03:36 pm (UTC)
Да, тем первым было не сладко. Не смотря на их место в истории. Blind James Campbell - известный. Жалко мне их даже, каждый раз переживаю как попадается материал оттуда.
По баночкам ведь ритм-то отбивает.
baba_yagada
Jun. 18th, 2011 07:45 am (UTC)
Мне тоже очень нравится этот вот этот Blind James Campbell String Band !
У меня все детство прошло в Грузии и одно из самых ярких воспоминаний - это музыканты, которые приходили во двор невесть откуда и играли, в основном на свадьбах. А так так свадьбы да и большая часть подготовки к ним там ,где я выросла происходили во дворах, то дети, заслышав звуки барабана, аккордеона и зурны, со всех ног неслись туда.
Наверное с тех пор очень люблю уличных музыкантов. И как раз сейчас я делаю серию рисунков с музыкантами Тель-Авива. Очень хочу сделать пост у себя в ЖЖ о современных городских менестрелях и рисунки обязательно пристегну.
hhhhhhhhl
Jun. 18th, 2011 07:58 am (UTC)
Делайте делайте.
В Тбилиси была именно на свадьбе.
Мне после развала союза было жальче всего Крым и Грузию.

А это видео - чудо просто. Хотя в фильме Скорсезе есть хроника с уличными музыкантами, я уже написала, что люблю именно эти кадры.
Подлинность - верное слово. И Лори в интервью говорит о подлинности, недавно переводила...
( 4 comments — Leave a comment )