?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На каком удивительном кинопоказе я побывала - «Берлин, которого больше нет».
Кинопроект «FILMFORUM ТУР» представил два фильма немецкого кинематографа 20-х годов, самого бурного периода немецкого киноискусства. 
Первый - документальная картина Вальтера Руттмана
«Берлин. Симфония большого города» (1927).

Мероприятие слегка сюрное по месту и в целом.
Сейчас объясню.
Место – задворки Петроградской стороны, еле отыскала. Шла и не верила сама себе – завод, то есть: железные воротища да не одни, будка деревянная вахтёрская, корпуса на неосвещённой территории, темень, только некоторые окна жёлтыми прямоугольниками светятся, но на железной двери афиша. Так, иду. Поднимаюсь на третий этаж. По проходу в чёрных драпировках двигаюсь во мраке – цех. Кто видел или бывал, тот поймёт. Огромное пространство, прямоугольные в сечении колонны не для красоты, а по технической необходимости – потолок держать, пол цементный, стены бетонные, окна в пол, отопления нет, холодина, мёрзну уже, хоть и в пальто. Музыка абстрактная, звуки. Свет локальный, вижу инстоляции, понимаю - выставка, человека три четыре одиноко ходят. Моя цель – кино, и я видимо, на верном пути. Милый молодой человек пояснил мне, что показ на другой стороне (andere Seite), а… там за окнами через заводской двор светится другое крыло цеховой территории. Иду назад, мне смешно на себя. Нет, я, конечно, в курсе современных тенденций, что в Англии в доках экспозиции устраивают, и про свадьбу московскую в промзоне слышала, но сама-то так впервые.
А вот шум голосов, свечи на полу огромные размером с кирпич, поставленный на торец, подхожу ближе, молодой человек с подносом глинтвейн предлагает, ага, сразу потеплело, хотя от глинтвейна пришлось отказаться, так как я за рулём, а вот чаем горячим с булочкой пышной свежей угостилась. Всякий раз на мероприятиях с участием Гёте Иннститута отмечаю, как умеют они создать благостное настроение. Здесь ещё и обогреватели уличные, которыми вся Европа террасы кофешные в межсезонье обогревает. Зал небольшой выгорожен, всё в чёрном, проектор, зрители похоже давно согреваются, аромат глинтвейна витает в воздухе. Села. Хорошо.



Вальтер Руттман – авангардист и экспериментатор довольно смелый для своего времени, но именно благодаря этому фильм сейчас выглядит очень современным.
Это ощущается с первых кадров. Кроме работы в кино Руттман экспериментировал с абстрактной анимацией геометрических фигур. Крохотное, но важное замечание. Первые минут десять фильма, это – геометрия в кадре. Сначала - сплошные линии: шпал, рельс, железнодорожного моста, столбов и проводов. Есть перебивка видами деревень за окном поезда, пустого ещё спящего города, рабочие идут на завод, кошка, но всё равно экран рассечён вертикалями и горизонталями, линиями под углом и всё это в динамике. Линии в архитектуре статичной и мощной. Далее - оживление в городе через начало рабочего дня на производствах, рабочие на улицах, в проходных, процесс запуска механизмов в цехах, и тут уже – круги: колеса, шестерёнки, зубчатые передачи в движении. Монтаж потрясающий и плотный, даже не верится, что сделан в 20-е.
Поймала себя на этом в следующие моменты, когда показано, как просыпается город, выезжают машины из гаражей, начинают работать магазины. Но всё это через открытие двухстворчатых дверей, ворот, ставней окон, самих окон: налево - направо, направо – налево, и опять, ещё, ещё, разные. И так же движение вверх с поднятием маркизов, жалюзей, штор. Это приём многократного повтора гениально отработан через весь фильм.











А как показано движение на улицах. Посмотришь на фото Ленинграда 50-х годов – пусто, пара машин да троллейбус на Невском. Здесь: и трамваи и авто и конки и телеги, поезда по мостам над проезжей частью, снято с разных точек, монтаж делает кадр невероятно насыщенным, и частотой смены кадра да ещё динамичного довёл чуть ли не до головокружения.

Но дело не только в мастерстве оператора, монтаже, идеях режиссёра. Фильм ценен с точки зрения именно антропологии. Весь фильм – один день города, начиная с прибытия поезда на вокзал в 5 утра.  Руттман умудрился в 60 минут вместить максимум информации о жизни города. То есть, если обед, то от рабочих на лавках за простыми деревянными столами с едой, принесённой из дома, через кафе, где одна дама в шляпке подливала себе суп из такой индивидуальной микросупницы (никогда таких не видела), через закусочные разного вида, до ресторанов, уличная торговля сосисками и прочий фастфуд. И так всё: ученики идут в школу, гимназию мужскую/женскую, магазины всякие-разные, жители на улицах, даже потасовка зафиксирована, досуг после рабочего дня через все сословия (как обед, что описала), так же спорт, и гольф и поло и бег, ну всё существующее на тот момент в Берлине, полагаю. Дети как дети - трогательные, девочка чулочек пристёгивает. Река. Тяжёлый труд на ней. По фильму можно изучать оформление витрин магазинов в те годы, их столько показано, а какие механизмы там, от качающихся куколок до вращающегося дивана. Лифты, от огромных грузовых на производствах до обычных пассажирских в учреждениях. Охват материала потрясающий. Всему нашлось своё место.

Ещё обратила внимание в кадре на закручивающуюся спираль, которую вспоминала rekaoka, как элемент, используемый в немецком экспрессионизме 10-20-х годов. Здесь - через наслоение изображений, через закручивание кадра в спираль. И в витрине.

А ночной город просто горит огнями, не смотря на ч/б, слепит.











(Все фото кликабельны.)











Камера порой не наблюдает за городом, а снимает изнутри, ощущения присутствия в самой гуще, буквально на мостовой, камера на уровне колёс автомодиля, но и ракурсы снизу, чередование крупных и общих планах, съёмка сверху и даже вид на город с аэроплана. Собственно Берлин неузнаваем, это именно фильм про большой город. Слово «Симфония» в названии не случайно. Руттман сам писал музыку к фильму и фильм разбил на части, которые назвал актами. Разбивка не механическая, акт именно, как законченная часть произведения.

Нам показывали под современное живое музыкальное сопровождение: аккордеон, ударные, электроника. Интригующий и завлекательный момент оказался для меня лично отрицательным. Пересмотрела с авторской музыкой, скачав. Да, музыка новаторская, но она - симфоническая, что абсолютно в концепции фильма, которая ясна из названия. И хотя музыка нетрадиционная и непривычная, но богата оттенками, в ней есть настроение, а не только громкость. Совпадение музыкального и визуального ряда идеальное, что не удивительно, ведь и у того и у другого один автор, это единое произведение, и музыка от фильма неотделима, на мой взгляд.
И дело не в том, нравится или не нравится, электроника порой была невыносима физически из-за частотных характеристик звуковой волны. Пара зрительниц впереди затыкали уши. Несколько человек покинули зал, хотя причина может быть другая. Меня не отпускал экран, не смотря на то, что гнала «музыка».











После сеанса  ребята продолжили угощение  вкуснятинкой. Заела и запила впечатление горячим, поехала искать дорогу домой.

Фильм можно купить,
скачать с рутрекера, с Народа - Berlin_simfoniya_bolshogo_goroda_[tfile.ru].avi.
Статья про немецкий экспрессионизм в кинематографе.
По теме поста: Советский киноавангард на пленке и на бумаге. За ссылку спасибо rekaoka.


На следующий день был показан фильм «Люди в воскресенье» (1930) – наполовину документальная, наполовину игровая лента, снятая четверкой начинающих режиссеров, позже сделавших блестящую карьеру в Голливуде (в числе создателей фильма – классики Фред Циннеман и Билли Уайлдер). Это камерная история об уикенде, проведенном на берегу озера Николасзее четверкой молодых столичных оболтусов. Анонс от Tour de Film.

Так и есть. Но вот что интересно. Когда я писала про "Голубого ангела" упирала на манеру игры Эмиля Яннингсота - артиста немого кино. Здесь это отсутствует напрочь. Они либо как часть хроники либо во вполне привычной нам манере, знакомой по довоенным картинам, не ранним звуковым. Занятный момент, сцену на общем плане, где два героя знакомятся у станции Bhf. ZOO, я какое-то время воспринимала, как хронику, даже не заметила, что это актёры среди прочих горожан.
Контрастируют документальные кадры Берлина с картиной Руттмана. Здесь традиционно. Интересный момент - фотосъёмка на пляже. Когда лица проходят перед фотографом такие разные, и стоп-кадр фиксирует каждого. Так вот, это ч/б фото сглаживает недостатки черт лица, преукрашивает.
Мне понравился фильм. Для немого очень необычен, разрушает зрительские штампы, хотя я – не специалист. Музыкальное сопровождение привычное слуху, если можно так сказать. Фильм восстановленный, и звуковая дорожка уже готовая, записана.
Немецкий читать и понимать было просто. Финал хороший сделали. Всё, ребята договорились о следующей встрече, простились, руки пожали. Текст на экране с чередованием кадров, его иллюстрирующих: Завтра понедельник. Завтра на работу. Будни. И 4 миллиона жителей будут ждать следующих выходных. Да, и сейчас точно также.

Фильм примечателен тем, что в нём играют непрофессиональные актёры, четверо главных героев - жители Берлина конкретных профессий, к которым они вернулись после съёмок.



"Люди в воскресенье" о фильме.


Впечатлилась и увиденным на экране за эти два вечера и антуражем. Да ещё люди милые, приветливые. Взяла у Ильи Утехина - антополога, что представлял фильмы, название книги и адрес магазина, где купить книгу, которую он разыгрывал, но я не пыталась.
В магазине "Порядок слов" - "Демонический Экран" Лотте Айснера о немецком кинематографе 20-х годов.

Но это ещё не всё.
В рамках проекта "Берлин: три эпохи одного города" пройдёт ещё два кинопоказа.
В ноябре - "Берлинская стена и её падение" и в декабре - "Берлин: новое время".
Жду рассылку от Tour de Film.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
arishe4ek
Oct. 31st, 2011 06:19 pm (UTC)
Отличный отчет! Мне очень нравится что сейчас делают из старых фабрик.В Москве, по-моему, скоро все фабрики, более менее близко к центру превратят в нечто такое.Еще в таких местах бывают своеобразные жилища.Очень стильные...
С нетерпением жду что сделают в Питере из "Новой Голландии"
А кино было бы интересно посмотреть.
И про то что музыка часто оченьважная часть кино - это точно, и что подмена саундтрека сильно влияет на восприятие продукта.на этом построены многочисленные эксперименты. И иногда они бывают весьма удачны :)
hhhhhhhhl
Oct. 31st, 2011 06:42 pm (UTC)
Москва Питер обгоняет и в том числе в этом. У нас всё тише, менее тусовочно. Я несказанно рада этим мероприятиям, что организует Tour de Film. До этого только Гёте Институтскими питалась с удовольствием. Новую Голландию не ждите. Будет новодел скорее всего. Страшно. А здесь по минимуму затрат, но вот печки, глинтвейн, доброжелательное отношение каждого и отлично.
Музыка да, важна. Описала личные впечатления. Может я и не права.
Был до этого показ немого кино под живое музыкальное сопровождение, но я уезжала из города.

Гергиев в Концертном зале Мариинки показывал "Броненосца Потёмкина" под живую музыку. Но то оркестр Мариинки и сам дирижировал. Гергиев на сегодняшний момент в области театра - мой кумир. Всё в процессе написания поста на эту тему нахожусь, год почти.
(no subject) - scarlett_67 - Oct. 31st, 2011 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Oct. 31st, 2011 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arishe4ek - Oct. 31st, 2011 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Oct. 31st, 2011 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arishe4ek - Oct. 31st, 2011 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Oct. 31st, 2011 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Oct. 31st, 2011 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arishe4ek - Oct. 31st, 2011 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Oct. 31st, 2011 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arishe4ek - Oct. 31st, 2011 08:23 pm (UTC) - Expand
mend_or_end
Oct. 31st, 2011 07:05 pm (UTC)
Очень интересно, кадры такие сочные. А про выставки в зданиях бывших фабрик и заводов я знаю. Это довольно креативно.
hhhhhhhhl
Oct. 31st, 2011 07:15 pm (UTC)
Кадры даже отобрать сложно, до чего хороши. Старалась проиллюстрировать собственный текст.
Стоит смотреть фильм.
Да, я поняла, что показ не единственное мероприятие в этом центре. И про другие слышала. Так что очень теперь рада, что организаторы выбрали именно это место. Просветили меня по полной программе.
scarlett_67
Oct. 31st, 2011 07:06 pm (UTC)
:))))))
Огромное человеческое спасибо! Материал шикарен, полон, великолепно подготовлен. Всё есть, всё под рукой - и ссылки, и скачать, и книги, и масса картинок. Ты умница и человечище! За статью отдельное спасибо. Второй фильм посмотрю в праздники, а насчёт первого даже не сомневаюсь, что это моё и буду наслаждаться каждой минутой.
Как жаль, что нельзя пойти туда с тобой вместе и проникнуться атмосферой.
hhhhhhhhl
Oct. 31st, 2011 07:11 pm (UTC)
Re: :))))))
Второй не искала для скачивания, но первый надо смотреть обязательно. Не так уж много времени,60 минут можно найти. Реально было сложно капсить, я порой возвращалась, промахивалась. По-моему, в скаченной версии немного формат усечён, но ничего. Кстати, я обнаружила, что его в прошлом году показывали в Москве.
Рада, что мы совпали, и пост попал к тебе сразу.
Re: :)))))) - scarlett_67 - Oct. 31st, 2011 08:07 pm (UTC) - Expand
hhhhhhhhl
Oct. 31st, 2011 07:29 pm (UTC)
Re: :))))))
Если не сложно, когда посмотришь, скажи как тебе.
Re: :)))))) - scarlett_67 - Oct. 31st, 2011 08:08 pm (UTC) - Expand
rekaoka
Nov. 1st, 2011 07:19 am (UTC)
довольно смелый для своего времени
Чтоб не было заблуждений насчёт времени, очень рекомендую выступление замечательного историка кино Пети Багрова про авангард (линии, монтаж и прочее разное):
http://seance.ru/blog/bagrov-kinoavantgarde/

И, кстати, в том же 1927 году Борисом Кауфманом был снят фильм "Москва"; немножко о нём:
http://www.kinopoint.ru/film?id=2588&cmd=print

Можно ли его найти он-лайн, пока не знаю.

"Берлин..." действительно классное кино. Это пока ещё Веймарская республика, до кризиса, нормальная жизнь. А потом кризис и Гитлер-спаситель.
Какая же Вы молодец, что ходите и смотрите!


hhhhhhhhl
Nov. 1st, 2011 09:58 am (UTC)
Re: довольно смелый для своего времени
Ну уж, сразу – заблуждения. Припечатали. Я не знаток истории кино, конечно, а простой обыватель.
Что-то знаю всё же. И про это время.
Это вообще был период поисков новых форм в искусстве. Виды искусства не существуют обособленно, взаимопроникновение идей и нового неизбежно и скорее логично. И уж первым делом в контексте этого поста мне лично хочется припомнить весь русский авангард и Кандинского с его геометрией. (Да и по Вашей ссылке, к работе над шрифтами Вертов привлекал Родченко, хотя в «Берлине…» мне лично очень понравилось отсутствие текста, то есть шрифтов). Говоря о музыкальном сопровождении фильма, и новаторстве в музыке, как не вспомнить «Весну священную» Стравинского с его провалом в Париже на премьере в 1913. И хореографию, кстати, шок тогда. Вот, что было не просто новаторством – революцией! И его же «Свадебку» 1923. Стравинский был первый, как Гагарин, только в музыке. (Впрочем, я делала об этом длиннющие посты).
Они все ломали традиции, и Руттман был в их числе. Я ж не говорю, что он единственный.
Или куда его отнести? Ну, не смелый, всё у других подсмотрел и подслушал. Последователь.

«Москву» нашла и посмотрела:
http://video.yandex.ru/users/micro-makro/view/8/
Этот фильм скорее традиционен, по моим представлениям о немом кино, похоже снята хроника во втором фильме кинопоказа - «Люди в воскресенье» - такое повествование, не знаю как правильно назвать. С «Берлином…» его связывает тема, но не стиль.

Лекцию почитала, посмотрела. Ждала от Вас что-то подобное. Спасибо.
5-ти часовая картина в те годы это - сильно, я про «Колесо».
Про Вертова не знала ничего. Теперь буду знать, кто придумал документальное кино.
Как мясо в быка назад превратили, впечатлило. Сама идея и способ её воплощения.
Журнал сильно заинтересовал. Я люблю русский авангард и графику того периода. Помню в эпоху дефицита смогла купить книгу про русский авангард только на немецком и всю её перевела, писала ручкой на бумажке, компьютеров не было. А когда началась перестройка и задружились с немцами, им подарила. Интересно, а журналы эти можно купить? Не знаете?
Шрифты в кадре второй части лекции сделаны гениально, что не удивляет. Шрифты тогда были рукотворные. Искусство. Сейчас дизайн.
Извините, если своим дилетантским взглядом обидела русское киноискусство.
Нашла - hhhhhhhhl - Nov. 1st, 2011 02:49 pm (UTC) - Expand
je_nny
Nov. 1st, 2011 12:59 pm (UTC)
ка-ак интересно! Вот Вы молодец какая, спасибо!
hhhhhhhhl
Nov. 1st, 2011 01:08 pm (UTC)
У меня лично пост слетел. Нет фот. Похоже висит PICASA. А у вАс нормально?
(no subject) - je_nny - Nov. 1st, 2011 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 1st, 2011 01:20 pm (UTC) - Expand
twemlow
Nov. 2nd, 2011 02:53 pm (UTC)
Замечательные фото, и спасибо за ссылки, Лена. Просто окно в другую жизнь. Чувствую себя отчасти полковником Фрилеем. Помните, был такой у Бредбери в "Вине из одуванчиков"? Старик помирает в тихой провинции и звонит другу юности в Мехико, чтобы тот открыл окно - и слушает звон трамвая, крики, шип кукурузных лепёшек, уличную музыку - всё, до чего уже не дотянуться ни в пространстве, ни во времени. Класс.
hhhhhhhhl
Nov. 2nd, 2011 06:03 pm (UTC)
Лара! Я очень рада, что Вы зашли. Только ради таких вот комментов стоит капсить, потом врезать более сотни кадров, и сочинять некий текст.
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Nov. 22nd, 2011 09:22 am (UTC)
Re: Отличный отчёт!
Спасибо за интерес. Как Вы меня только нашли, я пост не выносила никуда.
Про второй и третий показы знаю, спасибо, что напомнили. Фестивали Гёте Института посещаю, зимний кинофестиваль лет десять или сколько он проходит.
Я и на Марлен Дитрих была в мае.
А это Вас, наверное, удивит: http://hhhhhhhhl.livejournal.com/7673.html
( 40 comments — Leave a comment )