?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О чтении вслух.

В Санкт-Петербурге в здании на Мойке прямо напротив бывшего уже теперь FOSPа расположены офисы Немецкого культурного центра им. Гёте. Вроде, что такого? Курсами иностранных языков сейчас никого не удивишь, и учебники у всех красивые, и диски прилагаются к учебникам, и программы разнообразные, и все - лучшие. Тестируйся. Денежки неси. Учись. А обмен или курсы там - с превиликим удовольствием. И это хорошо, конечно, достижения нового строя наряду с открытием границ, а иначе куда его язык иностранный?  Так вот к чему я, собственно.

Дело в том, что у немцев-то есть один нюансик, вот это в названии: культурный центр. Не для красоты словосочетание, смысл несёт, труд и жизнь за этим. Причём претворяется на практике это дело с немецкой методичностью в соответствии с планами мероприятий, что всегда, кроме Интернета доступного большинству, в удобных карманного формата и высокого качества печати брошюрках отражается, на двух языках. Приятно так в руках подержать, полистать.
Про фестиваль немецкого кино упоминала, так как хожу и смотрю с удовольствием. Но кроме этого массового вида из всех видов искусств ещё много чего происходит.

В начале июля я попала на такое небольшое, клубное, мероприятие. Встреча с молодым писателем из Мюнхена в библиотеке Гёте Института (упрощённое название в народе). Йорг Штайнляйтер – абсолютно неизвестен мне, примечательны только три «й» в имени фамилии. Он представлял свой новый детектив «Альпинисты из Тегернзее». Отправилась из-за языка, скучаю, забываю.

Действительно молодой писатель, нет и сорока. Симпатичный такой. Представился, изложил план вечера. Сначала запустил слайд-шоу под музыку в национальных традициях. А затем читал отрывки.
Но как! Интонировал, менял тембр голоса, не с выражением даже – больше того, буквально, что называется «по ролям». Почти час. Аж, взмок. Ещё бы. Жестикулировал, подпрыгивал на стуле, подавался вперёд всем телом. Это не всё. Его товарищ в паузах между отрывками включал музыку, специально! записанную для этого действа в таком детективно-интригующем стиле баварский аккордеон. А ещё сопровождал чтение звуковыми эффектами, например: бой колоколов в церкви имитировал ударами ложкой по сковороде, причём поднимал руки высоко над головой и тоже раскачивался в такт. Старался. Не формально то есть. А муху – микромиксером для взбивания пены в каппучино изобразил.
Я получила колоссальное удовольствие. Потом внизу всех угощали пивом разливным с солёными баварскими кренделями.

Но дело вовсе не в выпивке и закуске, тем более, что я за рулём, а в том, что  чтение вслух просто уходит в прошлое, в небытиё, даже для детей. Столько CD всяких, ребёнка - в кровать, диск – в плеер, наушники - в уши. Удобно.
А жаль, вместе с исчезновением  чтения вслух теряется что-то неуловимое, но важное вместе с тем.
Но я упорно с немецкой методичностью отчитала ребёнку всё детское не по разу и не очень детское, но удобоваримое с моими пояснениями, и при этом с вопросами по сути, с выражением и интонациями. Только не подпрыгивала и не жестикулировала потому, что лёжа и книга в руках.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
rekaoka
Aug. 9th, 2010 02:49 pm (UTC)
Да, замечательно.
(Какая же вы молодец, и языки знаете, и музыку, и кино!)

А у меня папа любит вслух читать - маме. Серьезно. Она чего-нибудь готовит, к примеру, а он сидит рядом и читает:)
hhhhhhhhl
Aug. 9th, 2010 05:35 pm (UTC)
Приветствую Вас; рада, что заглянули и прочли.
Да, я так... любитель. Накопилось за годы-то просто.

Папа маме, батюшки, фантастика.

Я люблю сама читать вслух, действительно. Книжки хорошо оформленные без этой пёстрой дури нынешней люблю. Когда долго едем в машине читаю всей семье.
Я б с удовольствием почитала на кухне, эх! кто бы поготовил...
dandelionwine25
Oct. 9th, 2010 05:20 am (UTC)
Какой замечательный у вас папа! Это же просто мечта *сказала я довольно грустно*)))))
novemba
Aug. 9th, 2010 06:56 pm (UTC)
Здорово, про немца. Такое чтение больше на театр похоже, или что-то вроде Гришковца.
Сама я аудиокниги не воспринимаю, глазами мне лучше. Но, уж детям читаю, куда без этого. И дети аудиокниги - не очень. А меня, бывает, просят почитать, хоть и сами могут. :)
hhhhhhhhl
Aug. 9th, 2010 07:05 pm (UTC)
Я думаю, он про Гришковца ничего не знает, сам такой, приехал по приглашению Гёте-Института. Серьёзно отнёсся, подготовился. Да и молодой, бодрый, не ленивый. Он даже воображаемую муху, половил как-бы.
Самое главное организаторы не ожидали. Растерялись даже от неожиданности. Немцы оборудование видно попросили, им установили и всё. Наши метнулись за фотоаппаратом, а поздно. Я б сама щёлкнула чудный момент вот этот со сковородой-то, хоть мобильником, но тоже проворонила.
У меня есть задумка ещё про слушание музыки написать и посещение выставки,т.е. восприятия живописи. Не напугала?

<А меня, бывает, просят почитать, хоть и сами могут.>
О! Ключевой момент. В такие минуты думаю: не зря жила.
novemba
Aug. 9th, 2010 07:17 pm (UTC)
Пишите, конечно, прочитаю обязательно.
Теперь понятно, почему Франка и немецкое кино. :)
hhhhhhhhl
Aug. 9th, 2010 07:47 pm (UTC)
Если успею ещё здесь. Понадобится Ваша помощь - два видео, вставить.
Как же про музыку и без музыки.
scarlett_67
Aug. 10th, 2010 01:31 pm (UTC)
Чтение вслух.
Чтение вслух, это что-то вроде театра теней - экзотика и история. Клуб "Зеленая лампа", чтение по очереди с бережно передаваемой из рук в руки книгой... Что может это заменить? Литературный театр - было же такое и у нас. Декламация была важной частью любого составного концерта и по телику показывали, как знаменитые актеры читают прозу и стихи. Тогда это казалось естественным, а потом прекратилось. А ещё я люблю радиопостановки прошлого. За то, что от голоса и смысла ничто не отвлекает. То, как современные актеры отчитывают тесты по радио или в спектаклях играют -за это убивать нужно (морально, я не кровожадная). Сама люблю читать вслух и уже замучила знакомых этой своей страстью. А вот дети ценят безоговорочно. Приохотила к чтению сынишку подруги, так как ему захотелось почитать со мной по ролям. :)))
hhhhhhhhl
Aug. 10th, 2010 04:44 pm (UTC)
Re: Чтение вслух.
Приветствую Вас у себя. Рада, что зашли. Я у Вас пожарными историями впечатлялась.

<А ещё я люблю радиопостановки прошлого.> Вот. Вот. Я даже хотела это в текст вставить, но решила не распыляться и сузить тему. Ведь, кроме всего прочего, они шли по радио из радиоточки, что существовала в каждой квартире, в каждом доме. Я именно по такому радио слушала "Вешние воды" Тургенева в старшие школьные годы и так захвачена была постановкой, что следом перечитала его всего, что дома был. Такой двухтомник увеличенного формата с цветными иллюстрациями. Зелёный. И стихи в прозе отдельным изданием. Момент этот помню, чтение вечером поздно, когда все спят и тихо-тихо. И книги сами.

<Декламация была важной частью любого составного концерта и по телику показывали.>
А это ещё черно-белое "Ираклий Андронников рассказывает". Я его едва застала.

Довольно грустная тема получилась.
Я хочу ещё написать про впечатления от музыки и от живописи. И от twenty_25 перетащу свой старый комментарий про чтение не вслух, а просто чтение, как таковое, если позволит. Такая мысль у меня поселилась в голове.

<Приохотила к чтению сынишку подруги, так как ему захотелось почитать со мной по ролям.> Браво!
Я тут ещё дальше пошла. Домашние спектакли ставлю с костюмами, декорациями. Сценарий. Репетиции. Генеральный прогон даже на камеру пишу, чтоб паузы и затяжки устранить, сценарий скорректировать. Но это ужас как тяжело, лесоповал.
scarlett_67
Aug. 10th, 2010 05:34 pm (UTC)
Re: Чтение вслух.
Я тоже рада, что наконец-то зашла, давно собиралась. Пожарные истории - да-а-а-а.... Куча впечатлений. :)))

они шли по радио из радиоточки, что существовала в каждой квартире*
Сеть, связавшая всех нас тогда одной цепью. :)

Я именно по такому радио слушала "Вешние воды" Тургенева*
А я много так слушала. И "Отверженные" Гюго прочитала, прослушав отрывок. Не успокоилась, пока не нашла, откуда это. А ведь г-на Гугла и г-жи Вики Педии ещё не было и в помине. :)) Помню себя, стоящую на табурете рядом с холодильником (радио было там), прижавшись к еле бормочущему радио, чтобы не мешать спать семье (и дабы семья не догадалась, что её младший и самый нахальный член не спит). Интуиция мне подсказывает, что мои домашние все знали и тихо передвигались в темноте, чтобы "не спугнуть очарования этих тихих вечеров". :))) Дедушка точно знал, потому что я с ним потом свои впечетления обсуждала. :)

А это ещё черно-белое "Ираклий Андронников рассказывает"*
О-о-о-о! Да! Аещё обожаю черн-белые телеспектакли того времени - ни одного проходного, всякое гуано тогда не пускали на экран. Фильтр был жёсткий и это не всегда плохо, как мне теперь кажется.

Довольно грустная тема получилась*
Зато грусть эта светлая и лиричная. :)

а просто чтение*
Про книжки был мой первый пост в ЖЖ - я не знала, как и о чём мне писать. :)

Но это ужас как тяжело, лесоповал*
Да, это огромный труд, требующий массу времени и сил. К сожалению, ничего подобного позволить себе не могу. А видео Вы здесь не выкладывали? Было бы интересно. :)
hhhhhhhhl
Aug. 10th, 2010 08:00 pm (UTC)
Re: Чтение вслух.
Точки у нас было две6 на кухне и в комнате родителей, где я уроки делала под эти трансляции.
А чёрно-белые спектакли конечно: "Таня" Арбузова хорошо помню и БДТэшные. Эфроса вообще пускали на ТВ, разрешали.

Не, спектакль не решусь. Я только осваиваю это пространство. Не готова. Мелкой поступью...
scarlett_67
Aug. 10th, 2010 05:38 pm (UTC)
Re: Чтение вслух.
У нас в кафе "Экслибрис" тоже происходят встречи с поэтами и переводчиками поэзии. В частности на немецкую я ходила. Очень чудный мир любви к слову, поэзии и переводу. Просто волшебно! :)
hhhhhhhhl
Aug. 10th, 2010 07:49 pm (UTC)
Re: Чтение вслух.
Вот это очень завидно. Моё, хочу. В Москве там у Вас всего больше. В Питере нет. В Гёте-Институте провела два волшебных семестра: Литературный немецкий назывался. Читали дома, а потом обсуждали прочитанное. Второй семестр был просто открытием - современная литература Австрии и Швейцарии. Абсолютно неведомые имена. Я просто вынесла любимые оттуда, выбирала на немецких сайтах, а подруга мне покупала и привозила. Людвиг Холь. Любимец мой: пьяница и альпинист и ещё Эрнст Яндль - австриец. И многие другие. Мы даже сами сочиняли, у кого получалось. Просто не ожидала в себе такие возможности обнаружить. У меня же первое образование - техническое и доп. бизнес. От словесности страшно далека. Но, к сожалению, всё закончилось. Гёте-Институт это никак не поощрял, это не основное, а педагог свой личный интерес удовлетворила, да и устала. Всё же требует подготовки с той стороны. А это она делала сама. Захотелось читать на русском, после года такого плотного с немецкими текстами.
Понимаю ваше восхищение от этих встреч. Да ещё в кафе...
dandelionwine25
Oct. 9th, 2010 05:51 am (UTC)
Можно, я тоже кратенько совсем - бежать уже надо собираться - свои пятачки поразвешаю ))))) Я думаю, что все, что скажу, уже хорошо известно, но вдруг кто-то еще не в курсе? ))) Про "чтение". Очень люблю (и тем, кто еще не слышал-видел) Евгения Онегина в исполнении Юрского - была счастлива, когда купила сначала на видео, потом скачала в цифровом формате опять же видео, а потом и mp3 - чтобы слушать в дороге. Счастлива была, обнаружив Ильинского с рассказами Чехова и др., Андроникова. Накачала из интернета преогромное количество аудиоспектаклей Малого театра (у них есть свой сайт, да и на рутрекере сейчас немало можно найти) и много всего еще. И про впечатления детства, а вернее юности - вот так же завороженно как scarlett_67 когда-то слушала Мастера и Маргариту в исполнении Ефремова... Нужно было готовиться к экзаменам, а я сидела на кухне и не могла уйти... Не скау, что произведение моим любимым стало (хоть после этого я его дважды подряд прочитала) - скорее меня заворожил Ефремов... его чтение... и уже читая сама я все еще слышала его "музыку"...
hhhhhhhhl
Oct. 9th, 2010 09:38 am (UTC)
Ха! Юрский - Евгений Онегин - фантастика. Помню записывала на VHS ещё с Пятого канала. Петербург тогда такие передачи нам показывал. Да, да! Сейчас есть, можно скачать.
А эти радиоточки в домах... Я вот сейчас, не смотря на весь технический прогресс и перспективы в смысле профессии, карьеры для молодых, не жалею, что мы там оставили свою юность. Нам была доступна эта "музыка", сама и понимание, восприятие её вот таким, в каком-то смысле, волшебно-загадочным образом - "в тишине ночи"...
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Nov. 22nd, 2011 09:51 am (UTC)
Ой, тьфу ты. И правда, сейчас исправлю. Я ж училась у Вас, про это у меня тоже есть, сейчас поищу.
hhhhhhhhl
Nov. 22nd, 2011 10:06 am (UTC)
Нашла, пост подзамочный, показать могу, снять замок на время, но в сеть - нет.
jalla00
Apr. 19th, 2015 04:45 am (UTC)
Представила себе этот колокол со сковородкой ! Повеселились же вы там, здорово!
hhhhhhhhl
Apr. 19th, 2015 11:14 am (UTC)
Не думаю, что все выступающие так готовятся.
Повезло попасть!
Причём народу набилось, мест не хватило. Мы с подругой сидели на столе!

Edited at 2015-04-19 11:14 am (UTC)
( 19 comments — Leave a comment )