?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Два фильма о джазе.
И
два музыканта.

"Птица" реж. Клинт Иствуд 1988 г.

Информация о фильме, скачать с рутрекера.

Я и не знала, что у Иствуда есть что-то ещё про джаз кроме известной серии в проекте Скосезе 2003 г.
Здесь в главной роли снялся Форест Уитакер, которого не запомнить невозможно, по-моему. Взять хоть "Высокую моду" Роберта Олтмена.
Фильм Иствуда - биографическая драма о великом импровизаторе саксофонисте Чарльзе Паркере.

Clint Eastwood "Bird" Charlie Parker Story



"В американских жизнях нет вторых актов". Этой цитатой Ф. С. Фицджеральда фильм открывается.

Но главный герой и не рассчитывает на второй акт. Алкоголь, наркотики, смерть в 34 года. Один из героев наших постов (Бадди Болден, Лерой Карр, Джеймс Букер ) и своего времени. Фильм начинается с момента, когда Птица на пороге смерти - неудачная попытка самоубийства, врач предлагает шокотерапию.

- Его жизнь зависит от способности импровизировать и сочинять музыку.
- Вам нужен муж или музыкант?


Он - музыкант. Жена это понимает. Для врача он - пациент. Через воспоминания и возврат по времени в прошлое на экране проходят последние десять лет жизни Чарльза Паркера со всеми переплётами, любовью и утратами, успехом и провалами; виртуозная игра на саксофоне, мелодия словно трель.
Из чего рождается музыка? "Ты думаешь, будешь колоть дурь и сможешь играть как Птица?" - кричит он на молодого белого трубача, хватает его так, что отрывает от пола, припечатывая к стене. На самом деле это извечный вопрос, на который, пожалуй, нет ответа.

У него язва и боли, он закидывается наркотиком, чтоб заглушить боль и играть. Наркотик ему не мешает. Боль помеха. Он - новатор, создатель музыкального стиля, полный зал сегодня на следующий день оказывается пустым. Он - виртуозный саксофонист и его именем называют клуб, но с очередным срывом его выставляют. Удивительная вещь - в мире музыки, разрывающей стандарты, стандарты существуют и Птица в них не вписывается. Причём он сам это осознаёт в полной мере. Интересный момент, когда Птица, стоя за кулисами, слушает игру друга и разбирает музыкальные строчки, огорчаясь от простоты, элементарности этой музыки в смысле её извлечения из инструмента. А публика буквально сметает исполнителя, ломясь за автографами, популярность в следовании моде.

Фильм очень атмосферный: маленькие залы джазовых клубов, ночные концерты, музыка. В принципе ничего не происходит в плане динамики сюжета. В теме наркотиков никакого надрыва. Тема расизма вывернута наоборот тем, как Птица берёт в концетрный тур по южным штатам трубача еврея, на афишах везде указывая его как альбиноса, да ещё заставляет петь блюз.
- Я не умею петь блюз.
- Никто не умеет петь блюз.

Главный герой в исполнении Фореста Уитакера невероятно обаятелен: такой большой и добрый, с женой даже кроткий, улыбается и грустит, рассуждает о Стравинском. Живой человек, талантливый музыкант, который словно не мог найти себе место в этом мире, но нашёл в истории джаза.

"Через десять лет его музыка была признана во всём мире".



В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers). Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В биографии Чарлза Паркера вычитала интересную вещь.

В начале 40-х среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный). [Источник]

Выбрала видео по временному интервалу совпадающие с историей в фильме. В кино играет артист, а здесь сам музыкант.

Charlie Parker "Autumn in New York" 1949 г.



Charlie Parker-Coleman Hawkins: Ballade, 1950 г.



Charlie Parker - Love for sale, 1954 г.



На YT cобраны 100 лучших треков Чарли Паркера.

Информация о стиле дополняет фильм.

БИБОП (боп) (англ. bebop), джазовый стиль, сложившийся в начале 1940-х годов и открывший собой эпоху модерн-джаза. Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжает развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаруживает ряд противоположных тенденций. В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, для которой характерны европеизация джазового языка, приоритет аранжировщика и композитора над импровизатором, а также преобладание коллективного исполнения над сольным, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности. Это музыка, создаваемая не для массового потребления, а для довольно ограниченной аудитории знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится солист-импровизатор (в роли которого может выступать любой участник ансамбля), в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. [Источник]

Первыми музыкантами этого направления стали нью-йоркские джазмены, к числу которых можно отнести альт-саксофониста Чарли Паркера (Charlie Parker), трубача Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), ударника Кенни Кларка (Kenny Clarke), пианиста Телониуса Монка (Thelonious Monk).

Своё название стиль получил с легкой руки Гиллеспи. По его легенде название стиля образовалось как сочетание слогов, которыми он напевал характерный для бопа музыкальный интервал — блюзовую квинту, появившуюся в бопе в дополнение к блюзовым терции и септиме. Основным отличием нового стиля стала усложнёная и построенная на иных принципах гармония. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. [Источник]

На YT есть видео, посвящённое стилю, правда на английском, кто владеет, может попытаться понять: Bebop Jazz.


"Около полуночи" реж. Бертран Тавернье 1986 г.

Скачать с рутрекера.

Если фильм Иствуда - посвящение всем музыкантам, как сказано в заключительных тирах, то фильм Тавернье - признание в любви, и я это вижу сама. Любовь просто льётся с экрана вместе с музыкой. Мелодия этого фильма чиста, отчетлива и трагична.

Round Midnight (1986) Trailer.



Хотя фильм основан на фактах из жизни музыкантов Бада Пауэлла и Лестера Янга, это - вымышленная история о старом тенор-саксофонисте Дейле Тернере, который вынужден жить в 50-е годы в Париже.

Собственно то, что в 50-е Европа стала пристанищем для многих музыкантов на фоне падения интереса к джазу в США, факт известный. Взять хоть из наших Мемфиса Слима. Да и Чрли Паркер успешно выступал там, но не захотел остаться.

Дейл Тернер удивительным образом умудряется жить исключительно настоящим: он играет в клубе, но уходит, когда ему вздумается, он пьёт, если есть деньги и если нет, тоже пьёт с теми, кто предложит и готов заплатить. Ему даже не дают на руки гонорар за выступление, настолько он плох. Пока однажды у барной стойки его не узнаёт молодой француз - поклонник джаза и музыки Тернера. Франсуа одержим в желании помочь старику, он воспринимает его исключительно как легенду и великого музыканта. Тем более, что этот огромный старый негр мудр, много видел и знает, помимо того, что он действительно сводил людей с ума, когда импровизировал.

Нельзя просто выскочить и сорвать плод с дерева. Дерево это растёт в тебе естественным способом.

Любовь творит чудеса, как в сказке живая вода.
Удивительный мир музыки, где существует лишь родство душ преданных ей людей. Тернер узнаёт о смерти друга в Нью-Йорке. Они сидят с Франсуа на улице со стороны чёрного входа клуба, и один начинает напевать, а второй играет "Осень в Нью-Йорке" (Выше специально врезала эту композицию в исполнении Чарли Паркера).



Главную роль исполнил Декстер Гордон - тенер-саксофонист. Говорит таким низким голосом медленно, ходит медленно, только играет потрясающе. Порой кажется будто герой - это он сам.

Моя жизнь - это музыка, моя любовь - это музыка, и так 24 часа в сутки. Вы понимаете?

И этот перебор имён известных музыкантов, Чарльза Паркера в том числе.
Бибоп изобрели котяры, что закосили от армии, - говорит Тернер. Но в устах Декстера Гордона эта фраза не звучит, как насмешка.

Декстер Гордон считается первым музыкантом, который перевёл инновации музыкального языка Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи из бибоп на тенор-саксофон. И многие проблемы героя им пережиты лично. Дехтер Гордон сам с 50-х в течении 12 лет почти не делал записей, из-за неприятных историй, связанных с наркотиками и алкоголем. Но вот выбрался.



Режиссёр встретил протест компании Парамаунт на предложение, отдать роль Декстеру Гордону. А в итоге тот стал первым и единственным джазовым музыкантом, получившим номинацию на Оскар (в 1986 году вместе с Полом Ньюманом и Бобом Хоскинсом). Колоритный музыкант снялся ещё в нескольких фильмах.

Декстер Гордон был сторонником развития современного джаза наряду с Паркером, Гиллеспи, Майлсом Дэвисом и Телониусом Монком. [Источник]

"Он ушёл раньше нас, но шёл всегда впереди нас."

Насколько он хорош. Подобрала специально известные вещи, заодно можно и сравнить.
В джазе сравнивать варианты исполнения - моё любимое занятие. Приглашаю.

Dexter Gordon - The Shadow of Your Smile
Для тех, кто не узнал, здесь можно вспомнить.



Dexter Gordon- Gerogia On My Mind
Это Рей Чарльз. Здесь оригинал.



На YT cобраны 100 лучших треков Декстера Гордона.

"Шедевр к полуночи" - 12 серия документального фильма "Джаз" охватывает период с 1960 до наших дней. Шестидесятые. Джаз переживает тяжелые времена. Интереснейшая серия в свете наших дискуссий о множестве стилей и месте джаза в современном музыкальном мире. А с 39:46 глава "Возвращение домой" посвящена Декстеру Гордону, который 15 лет провёл в Европе и в 1976 году вернулся на родину. "Вместе с триумфальным возвращением из Европы Декстера Гордона вернулся и джаз."

Официальный сайт Декстера Гордона.

Походить довольно интересно. На сайте есть документальный фильм о Декстере Гордоне (реж. Дон Мак-Глинн) - "Больше, чем ты думаешь" (1996). В фильме использованы кадры разных периодов карьеры музыканта, Декстер Гордон играет и рассказывает о своих выступлениях в Европе и Соединенных Штатах. В фильм так же включены интервью с Беном Уэбстером, Стивом Лэйси, Вуди Шоу, Филом Вудсом и другими известными джазменами.

Декстера Гордона прозвали "Долговязым Декстером" (англ. Long Tall Dexter) из-за его роста 198 см.

Есть информация о фонде Декстера Гордона, миссией которого является сохранение и увековечивание творческого наследия всемирно-известного джазового тенор-саксофониста, композитора и актера. Он-лайно пожертвования принимаются до 5000$.

Конечно, фотогалерея, биография, дискография, форум.

Помимо записей, футболок и прочего набора сувенирной продукции предлагаются мундштуки с позолотой, изготовленные по спецтехнологии.
До середины 60-х он играл на тенор-саксофоне Conn 10M 'Ladyface', затем перешел на Selmer Mark VI и стал использовать мундштук Otto Link, что являлось стандартным комплектом многих джазовых тенор-саксофонистов того времени.

В заключении настоящий СЮРПРИЗ!




Для тех, кто не узнал, послушать источник здесь.

Так перелопатить русскую тоску, вывести ее на состояние теплой печали... Все-таки джаз - великое искусство интерпретаций и импровизаций и дорога его е в бесконечную Гармонию.

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
mila_n_ista
Mar. 17th, 2012 06:02 pm (UTC)
Спасибо!
Чарли Паркер был велик. Что уж тут скажешь?! И, как это случалось, полет этой птицы оборвался, но след остался навсегда.
Будете смеяться уже, наверное: еще один из тех, что лежит у меня в стопочке дисков "на просмотр" :)
И "Около полуночи"... ох, слышала что-то... а не купила ли еще? Побегу пересматривать закрома, они, правда, у меня сейчас запакованы, пока доберешься...

Посильный вклад - тоже музыкой скажу ;)
"Колыбельная Птичьего гнезда" Джорджа Ширинга (1952 г.), посвященная Клубу:
http://www.youtube.com/watch?v=UY8zK4R9oE8
hhhhhhhhl
Mar. 17th, 2012 06:18 pm (UTC)
Она у меня на CD с Сарой Воэн есть! Забыла надо же, но увязла в материале совсем.
Второй фильм мне понравился больше. С другой стороны, я не люблю свинг и околосвинговые стили, поэтому на меня можно и не ориентироваться. А последовательность верная именно такая, мне кажется. Эти отсылки в первый фильм, хотя тогда в 1986 г. его ещё не было.
Про режиссёра интересные вещи читала, в молодости увлекался американской культурой и, в частности, был одним из авторов энциклопедии о кино США. Про этот фильм мало информации, кроме большой статьи в Википедии, даже на кинопоиске.ру нет ничего, хотя он и награды собрал. Странно.

А как Вам последнее видео? Когда обнаружила, прям успокоиться не могла, давай названивать, к людям приставать, слать на почту, заставлять слушать...
mila_n_ista
Mar. 20th, 2012 08:53 am (UTC)
как Вам последнее видео
Великолепно! (О том, что лучше, даже не буду :) ) И так органично звучит в стиле!
hhhhhhhhl
Mar. 17th, 2012 07:05 pm (UTC)
Кстати, клуб жив, не смотря на то, что многие перестали существовать в 80-е, даже знаменитый Клуб Коттон.
Это есть в 12 серии д/ф "Джаз".
je_nny
Mar. 17th, 2012 06:27 pm (UTC)
Спасибо! Так меня просвещаете! Очень интересно - музыка прекрасна!
hhhhhhhhl
Mar. 17th, 2012 06:39 pm (UTC)
Особенно "Ехали на тройке с бубенцами" на саксафоне в исполнении 50-летнего джазмена из Америки в клубе Копенгагена:))
je_nny
Mar. 17th, 2012 06:41 pm (UTC)
да, гораздо лучше, чем Надежда Кадышева, честно говоря!
:)
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 17th, 2012 06:52 pm (UTC) - Expand
motyletsve
Mar. 18th, 2012 09:53 am (UTC)
Как всегда, восхитиельно!)
Пттицу я смотрел, отличный фильм. А вот Round Midnight - даже не знал... Спасибо!)
hhhhhhhhl
Mar. 18th, 2012 11:57 am (UTC)
Мне кажется это связано с тем, что "Птица" - Чарльз Паркер, а "Около полуночи" - просто художественный фильм с вымышленным персонажем. Но всё неважно, для просто-зрителя. Мне понравился чрезвычайно.
motyletsve
Mar. 18th, 2012 02:30 pm (UTC)
Надо будет посмотреть как-нибудь...
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 18th, 2012 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motyletsve - Mar. 18th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motyletsve - Mar. 19th, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - motyletsve - Mar. 19th, 2012 04:15 pm (UTC) - Expand
Нашла этот пост! - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 06:08 pm (UTC) - Expand
Re: Нашла этот пост! - motyletsve - Mar. 19th, 2012 11:09 pm (UTC) - Expand
Re: Нашла этот пост! - hhhhhhhhl - Mar. 20th, 2012 05:42 am (UTC) - Expand
Re: Нашла этот пост! - motyletsve - Mar. 20th, 2012 05:45 am (UTC) - Expand
Re: Нашла этот пост! - hhhhhhhhl - Mar. 20th, 2012 05:53 am (UTC) - Expand
Re: Нашла этот пост! - motyletsve - Mar. 20th, 2012 10:11 am (UTC) - Expand
goldfond
Mar. 19th, 2012 02:17 pm (UTC)
Я всегда недоумевала по поводу того, как такие великие люди так беспечно растрачивают свой талант на всякую дурь! Ведь сколько уже погибло молодых и талантливых от наркоты и алкоголя! Как-будто они не ощущают глубины того, что им дала природа. Или думают, что смогут всё преодолеть - и спохватываются слишком поздно! Хотела прокомментировать любимого Рея Чарльза, но не получилось - я его Джорджию услышала в первый раз в 1968-м году и влюбилась сразу. Но это были такие времена, что достать записи в свободной продаже было практически невозможно))
hhhhhhhhl
Mar. 19th, 2012 02:31 pm (UTC)
Трудно сказать. Рэй Чарльз тоже кололся, не знаю даже, уйти от проблем, изгнать всякие мысли из головы, но вот он преодолел, и Декстер Гордон. Нет ответа, одни гадания. Чарльз Паркер понимал, раз он умышленно придумал этот стиль, понимал, что не всякий может повторить и исполнить так как он.
Рей Чарльз однозначно чувствовал свою одарённость. Как он менял музыкальные стили, осознанно! А потом везде добивался успеха, брал Грэмми. Он же и в кантри-залы славы вписан.

Сейчас не найду, но Хью Лори сказал про Проф. Лонгхайра, по-моему, что тот осознавал свой талант и своё величие, и это его - Лори восхищает в Проф. Лонгхайре. Здорово да?

А про Рея Чарльза делала большой пост: http://hhhhhhhhl.livejournal.com/64370.html
От его голоса в Джорджии просто умираю. У М И Р А Ю, могу слушать сто раз подряд. Люблю его вообще. Единственные синглы, где я не написала, что Хью лучший, это Рея Чарльзовские.

goldfond
Mar. 19th, 2012 02:38 pm (UTC)
Да, вот и Клэптон преодолел свои зависимости. И Джаггер говорит, что тоже. Но я ему не верю, он психопат по жизни) А ещё бы Вы в Рейчарльзовских синглах написали,что Лори лучший!)))Лори ещё в проекте не было, когда рей Чарльз блистал)))
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 02:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Mar. 19th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Mar. 19th, 2012 05:22 pm (UTC) - Expand
nota_x
Mar. 20th, 2012 02:20 pm (UTC)
замечательно!)
полный рассказ... для кое-кого открытие!)
hhhhhhhhl
Mar. 20th, 2012 05:00 pm (UTC)
Вы знаете, я тоже определённые открытия при подготовке таких постов делаю. Приятные, неожиданные.
Спасибо за отклик.
( 52 comments — Leave a comment )