?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как я болела Вагнером

Написать этот пост собиралась, как только начала что-то размещать в своём ЖЖ. Но чего-то мне не хватало. Сейчас импульс дал Гергиев.

Просматривая афишу нового сезона Мариинки, прочла об открытии рубрики на сайте Мариинского театра  «Месяц фактов»:
Пост подготовлен hhhhhhhhl
В конце сентября, после трёхлетнего перерыва, на сцене Мариинского театра будет вновь представлен знаменитый оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Это важное событие в жизни театра, и в этой связи запущен специальный информационный проект. Каждый день с 1 по 30 сентября на страницах Мариинского театра в социальных сетях ВКонтакте, Фейсбуки Твиттер публикуется по одному факту о «Кольце Нибелунга». Факты рассказывают о персонажах тетралогии, личности Вагнера, истории создания цикла, обстоятельствах его исполнения, сценической жизни опер в Мариинском театре и т.д. В октябре в фокусе внимания будет находиться другая тема, под знаком которой будет проходить месяц жизни Мариинского театра.

1 сентября, суббота
Факт: в «Кольце нибелунга» участвует 34 персонажа, при этом в «Золоте Рейна» и «Валькирии» по 14 сольных партий, в «Зигфриде» - 8, в «Гибели Богов» - 13, то есть всего 49 партий, если рассматривать вокальные партии в операх отдельно от персонажей.
...
4 сентября, вторник
Факт: в сцене спуска Вотана и в Нибельхайм в финале второй картины «Золота Рейна» Вагнер использует сценический ансамбль из 18 специально настроенных наковален; звуки ударов молота о наковальню так же используются в сцене ковки меча в третьей картине первого акта «Зигфрида».
...
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Не перестаю удивляться как меняется сайт, отчего, кстати, у меня слетают ссылки в старых постах. Меняется не только афиша с анонсом текущих событий, контент. Взять хотя бы пример, с которого я начала пост. Или проект, открытый на сайте в межсезонье с 24 июля по 17 сентября: Марафон вопросов, ответы принимались а вКонтакте и в Фейсбуке. Отвечать поздно, но можно полюбопытствовать, оценить идею и исполнение. Театр начинается с вешалки. Раньше да. Теперь театр начинается с сайта.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Гергиев – гигант, талантливый музыкант и дирижёр, не менее того – организатор. Я опускаю стройки, которые он развернул, возводя уже третью сцену для театра, но фестивали: Звёзды белых ночей - исключительно Питерский, Пасхальный, что проходит от Кисловодска до Салехарда и Киева в двадцати городах помимо Москвы и Санкт-Петербурга; приглашения дирижёров, артистов и постановщиков со всего мира в театр. И едут. К нему едут. Премьеры не просто спектаклей, а циклов, как к 200-летию Гоголя, и конечно, постановки опер Вагнера.


К Вагнеру меня привёл Обри Бердслей.
Меня поразил тот факт, насколько он был впечатлён «Тангейзером», что создал не только цикл графических иллюстраций, но написал единственную новеллу «История Венеры и Тангейзера». И я пошла в Мариинку, чтобы попытаться понять, что там услышал юный Бердслей. Юный, поскольку умер в 25 лет от чахотки. Чахотка привела его в графику. Музыкально одарённый Бердслей уже в 11 лет выступал с сольными концертами и в сопровождении симфонических оркестров, но из-за болезни вынужден был прекратить занятия музыкой.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Иллюстрации Обри Бердслея к собственной
новелле «История Венеры и Тангейзера» или «Под Холмом»



Альбом: Aubrey Beardsley_Вагнер_Мариинка

Аббат Фанфрелюш
Впервые опубликована в журнале Савой, №1 1986 г.
Мы были бы совсем печальны, если бы Бердслей-музыкант и Бердслей-художник не дали бы вовсе места Бердслею-беллетристу, другими словами, если бы он сам не рассказал нам о себе с достаточной искренностью в романтической новелле «Под Холмом», столь же откровенной, сколь и стилистически изысканной. Ведь её герой Аббат Фанфрелюш - никто иной, как Бердслей.

Купить История Венеры и Тангейзера вместе с романом «Телени, или Оборотная сторона медали» Оскара Уайльда, который предположительно дописывал не он.

В спальню с собой Тангейзер взял несколько книг: одна из них – Остроумное, экстравагантное сочинение «Вторник и Жозефина», другая – партитура «Золота Рейна»… Можно только пожалеть, что концерты устраиваются днём, когда мы вялы и по вечерам, когда мы взбудоражены, прекрасную музыку следует слушать, как мессу – до полудня, когда ваш мозг и сердце ещё не смущены и не утомлены посторонними дневными впечатлениями. … И снова захватила его прелесть и остроумие первой сцены: таинственная прелюдия, словно доносящаяся из рейнского ила, неприглядно примитивное распутство музыки, следующее за болтовнёй и плеском дочерей Рейна; чёрные, полные ненависти звуки любовных домогательств Альбриха, и текучая мелодия самой легендарной реки…
«История Венеры и Тангейзера», глава VII

Послушать Вагнер В.Р. — "Золото Рейна", Vorspiel (увертюра) Хронометраж 5:03.
Скачать оперы Вагнера. Фрагменты.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Купила билеты на «Золото Рейна» в любимом концертном исполнении. Утро на Рейне – медленно разворачивается мелодия до вовлечения всего оркестра.
Я думаю, только Вагнер заставляет звучать каждый инструмент, оркестр так - без люфтов, на пределе, когда кажется, что музыка некая материя в фильме фэнтези и поглощает тебя. И при чём здесь музыкальный слух? Понимать не понимать… Вот ветер, чувствуешь его силу или холод кожей, а иногда такой, что всем телом каждой частью и клеточкой. Так и здесь. Достаточно быть, находиться в Концертном зале, когда Гергиев дирижирует размашисто и динамично, движется к скрипкам, потом к виолончелям и кажется вырастает, устремляясь всем корпусом к духовым. И к чему костюмы, декорации, когда работа оркестра, пластика дирижёра – отдельный спектакль непрописанный автором в либретто, но возникающий сейчас в десяти шагах от моего 4 ряда партера. Солисты исполняют отлично: интонирование, игра, не просто пропевание партий, чрезвычайно интересно. Начало было великолепное, хотелось ещё.

На «Летучий Голландец» взяла Антона, подгоняя его немецким. Случайно или нет, последовательность в моём освоении темы оказалась верной. Спектакль уже шёл на основной сцене. Декорации меня обычно напрягают, тут мне трудно угодить. Но здесь: минимализм в оформлении,чёрное и белое, только огромный красный корабль. Два с половиной часа без перерыва – мгновение с точки зрения хронометража опер Вагнера, длящихся более пяти. Самая яркая и краткая оценка спектакля - слова сказанные Антоном с таким слегка отрешённым видом на кухне уже в ночи перед остывающей котлетой: «Музыка была такая красивая, что я переставал иногда вникать в немецкий, а просто слушал». Правда, мальчика я подготовила. Старинную легенду, положенную в основу либретто, из повести «Мемуары господина фон Шнабелевопского» в 5 томе собрания сочинений Генриха Гейне, взятого по моей просьбе дедом в библиотеке, мы честно прочитали.

Продолжение «Кольца нибелунга» смотрела на основной сцене. И пять часов меня не пугали. Не знаю, может период такой был, когда ещё маленький ребёнок поглощал всё свободное время в отсутствие бабушек и нянь, а уход к Вагнеру, как отрыв от суеты реальности. Причём, эта телепартация возможна ещё и благодаря продолжительности пребывания в этом мире музыки. Абонемент я проворонила. Ловила продажу билетов на каждый спектакль. Покупала, прикалывала на кухне в такую пробковую доску, где у нас всякие бумажки. Ждала. Все знали, я иду на Вагнера. Наступал день, меня не трогать, сами сами, вечером я уезжала до глубокой ночи.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Декорации к удивлению, а потом и восхищению моему оказались архисовременными и аутентичными, как бы странно не звучало такое определение, - заполняемость пространства не сцены, а именно всего пространства и над сценой, подвижность этих гигантов из горизонтали в вертикаль и обратно, или нет, в горизонталь другого направления. Это – замок богов, сказочный мир, сами боги нависают над героями. Свет, создающий цвет, меняющий цвет, а всё вместе настолько соответствует тексту эпоса, визуализиует его идеально, на мой непросвещённый взгляд.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Для меня эпос, то есть литературная основа – вещь знакомая, и даже изучаемая, в инязе по истории европейской и отдельно немецкой литературы, а позднее в литературном клубе Гёте Института, когда разбирали темы докладов, выбрала «Кольцо Нибелунга» и мнезингеров, словно знала, что надо подготовиться к Вагнеру заранее и основательно.

На «Валькирию» пришли Плисецкая и Щедрин, на финальную часть во втором антракте. Помню, по партеру пошла волна. Что такое? Аплодисменты. Я со своего пятого ряда не понимаю ничего, сцена-то пустая. Ах, увидела, догадалась по зрителям в ложах, что развернулись к царской. Домой летела. А Нина не спала, волновалась ждала меня, хорошо не учились тогда ещё. Я неспящей семье: «Плисецкая и Щедрин пришли на спектакль! Представляете? Нет! Вы представляете?!!» Нина удивлённо: «Кто это?» Муж Нине: «Мамины друзья».
С «мамиными друзьями» потом ещё совпадала несколько раз.

55_245 Пост подготовлен hhhhhhhhlПост подготовлен hhhhhhhhl


Пост подготовлен hhhhhhhhl
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Альбом: Aubrey Beardsley_Вагнер_Мариинка

Пост подготовлен hhhhhhhhl

Новая редакция постановки 2003 года осуществлена Гергиевым и Георгием Цыпиным летом 2009, мой театральный порыв совпал с премьерными спектаклями.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Гергиев летом 2009 года вывозил цикл о Нибелунгах в Лондон. К сожалению, по этому поводу "ДП" 21 августа 2009 разразился мерзкой статьёй На Гергиева напали валькирии пера, что скорее является неким выборочным обзором Лондонской прессы без ссылок на источники при этом.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Но сами того не понимая, авторы пропустили в текст исключельно позитвиные моменты, например оценка опер Вагнера как таковых.
Эпический шедевр Рихарда Вагнера (около 20 часов не самой простой музыки за четыре вечера!) считается вершиной мирового оперного искусства. Четыре длинных спектакля, а любители музыки знают, что Гергиев умеет сделать длинный спектакль бесконечным, требуют от зрителей полного погружения, не говоря уже о больших затратах душевной и физической энергии.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Ага, а чего требует подобная постановка от артистов? Оркестра? Дирижировать так более пяти часов четыре вечера? И да, Гергиев достиг вершин мирового оперного искусства постановкой этого шедевра. Или авторы думали, мы читать не умеем? 

Вот ещё два абзаца про репертуар Гергиева для предыдущих гастролей, в частности предшествующий Вагнеру Шостакович.
Кроме того, ядовитые лондонские критики хорошо помнят, как в 2006 году Гергиев привез программу, целиком состоявшую из Шостаковича, что закончилось финансовым провалом. Коммерчески неудачно прошло и исполнение "Кольца" в Кардиффе.
Королевская опера, иначе известная как Ковент–Гарден - одна из самых престижных площадок мира. На лето она снимается знаменитыми импресарио Виктором и Лилиан Хоххаузер, которые организуют на ее подмостках гастроли ведущих трупп. Именно туда Виктор Хоххаузер в 1961 году привез Кировский театр. Тогда русский балет выехал на Запад впервые после революции, что стало сенсацией. В 2006 году Хоххаузеры не одобрили выбор Гергиевым гастрольной программы, не пустили маэстро в Ковент–Гарден и, возможно, в отместку вместо Мариинки решили пригласить туда Большой. Гастроли Большого прошли успешно.
Пост подготовлен hhhhhhhhl

Ценным в этой статье, на мой взгляд, является  сам факт публикации, поскольку следом появились комментарии. Тут же читатели принесли ссылки на англоязычные источники с некоторыми пояснениями, откуда и как надёрган текст для статьи, и вариантами переводов спорных эпитетов. Но самое замечательное появление на трёх страницах среди откликов зрителей и читателей  некоторых комментариев, которые хочется выделить особо.

Александр Кан, музыкальный критик, сотрудник Би-би-си (Лондон):
Интерес к постановке был очень большой. Был аншлаг, несмотря на огромные цены. Абонемент на четыре спектакля на хорошие места в партере стоил 840 фунтов. Журналистам достать билеты было чудовищно трудно, на первый спектакль – практически невозможно. При этом пресса была скорее отрицательная, чем положительная. У меня тоже есть серьезные претензии к режиссуре. Критики ругали цыпинские колонны – главный изобразительный элемент всего цикла. Сами по себе они у меня негативного ощущения не вызвали – эти колонны от акта к акту меняются, задавая определенный тон. Мне не понравилось то, что все остальное было статично. В «Валькирии», которую я смотрел, первые два акта были полностью статичными – певцы стоят и поют. В начале третьего акта движение было красивое, хорошее движение. Перед началом я был уверен, что не высижу шесть часов спектакля – но я высидел. Опоздания с началом не было, правда, антракты были длинными – один антракт был час, другой – сорок минут. Потом, после спектакля мы с Гергиевым встретились, и он был очень доволен. Спрашиваю: «как пресса?» Он отвечает: «Это неважно, я ее не читаю». Очень важно учитывать контекст, связанный с предыдущими гастролями. Два года назад, когда Гергиев привез программу исключительно с музыкой Шостаковича, его не пустили в Ковент-Гарден, и им отказались заниматься его постоянные британские промоутеры. Он тем не менее упорствовал, и настоял на Шостаковиче, и провалился финансово. А на этих, последних гастролях с финансовой стороны у него все прекрасно. Возможно, по отношению к Гергиеву и было некоторое предубеждение со стороны прессы. А со стороны публики – нет, предубеждения не было. Публика приняла «Кольцо» хорошо, с ее стороны разочарования не было.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Комментарий Виктора Хоххаузера, одного из ведущих мировых импресарио, кавалера Ордена Британской империи и организатора гастролей Мариинки в Лондоне:Пост подготовлен hhhhhhhhl
"Почти за полвека организации гастролей сначала Кировского, а потом Мариинского театра в Лондоне мы знаем, что успешные люди всегда вызывают зависть, а то и ненависть. Мы ведь имели дело еще с Ленинградским филармоническим оркестром, с Мравинским, с другими великими артистами.
Представление Мариинским театром «Кольца Нибелунгов» в Ковент-Гардене было очень успешным. Публике понравилось, рецензии были разными, как положительными, так и отрицательными, но все билеты были проданы. Привозя свою постановку в Лондон, вы не можете быть уверены, что будете приняты критиками единодушно в позитивном ключе. Как правило, «Кольцо» вызывает сильную эмоциональную реакцию у критиков. Вообще, когда показывается новая продукция, всегда бывает неожиданная личная реакция того или иного критика. Вы хотите знать, согласны ли мы с ними? Если вы сами думаете, что опера замечательная, вас не интересует мнение критиков, не так ли? Самое важное для нас, как промоутеров, то, что публика приняла постановку благоприятно, и что билеты продались очень хорошо.
Почему петербургские газеты счастливы от плохих рецензий по поводу Гергиева? Это выглядит как-то очень по-садистки! Я не могу этого понять.


Я, конечно, не большой знаток репертуаров мировых оперных сцен, но то, что Гергиев - единственный в нашей стране, и возможно один из немногих в мире, кто смог осилить Вагнера в таком объёме и на таком уровне, очевидно. Он не занимается концертами популярной классической музыки, и помимо Вагнера ставит вещи сложные и малоизвестные рядовому зрителю. Взять хотя бы "Свадебку" Стравинского, о которой я писала. Укор в адрес репертуара скорее положительно характеризует Гергиева как художника и популяризатора. Шостакович! Ещё бы! Это вам не "Лебединое озеро" с московскими примами, при всём уважении к Петру Ильичу.

Лондон вряд ли можно ошарашить  Вагнером.
Вагнер выступал в Лондоне в 1877 году в только что открывшемся Альберт-Холе. Сам дирижировал. И после концертов имел аудиенцию у королевы Виктории. 

Гергиев аудиенции не удостоился, но королевская семья присутствовала на концертах Гергиева в Ковент-Гардене.

Да и пятью годами раньше 11 июня 2004 г. та же газета в статье к Фестивалю "Звёзды Белых ночей" Мариинский покажет силу власти русского кольца в спокойной повествовательной манере рассказала об истории возникновения этого цикла на сцене Мариинского театра, о работе художника-постановщик Георгия Цыпина и художника по свету Глеба Фильштинского, который "в российских театрах стал каким-то всеобщим прожектором". Правда, тогда ещё не началось строительство второй сцены театра, вот где главный раздражитель прячется.

Альбом: Aubrey Beardsley_Вагнер_Мариинка

Документальный фильм Валерий Гергиев. Сумерки Богов. Часть 1 Хронометраж 30:00Пост подготовлен hhhhhhhhl
В основе фильма лежат две параллельные линии: одна - поездка Валерия Гергиева в Цхинвал после грузино-осетинского конфликта и история подготовки и проведения там концерта. Ради этой поездки он прервал гастроли театра в Эдинбурге. Вторая линия - репетиция и постановка в Лондоне тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга».Пост подготовлен hhhhhhhhl
«Исполнение произведения артистами - это служение, не дирижёру, а всех, включая дирижёра - композитору».
Процесс репетиций наблюдать чрезвычайно интересно. Там же на странице в колонке справа есть вторая часть.

Официальный сайт Валерия ГергиеваПост подготовлен hhhhhhhhl


Огорчил «Парсифаль». Так не понравилось сценическое оформление, хоть глаза зажмуривай, особенно на контрасте ко всему предыдущему.
А «Лоэнгрин» в концертном исполнении был прекрасен.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Финал первого акта - мой любимый, появление Лоэнгрина, он плывёт по озеру в ладье, приближается, ступает на берег, поединок, дарование жизни побеждённому. Музыка невероятно образная, просто рисует картинку, и то, что в либретто обозначено как «Всеобщее ликование» - последние секунды финала: хор, оркестр, духовые, все, всё звучит невероятно мощно, кажется не выдержать напора - дрожь, мурашки, слёзы. И смолкли разом. Только воздух звенит и сердце колотится.

Вот здесь опера «Лоэнгрин» разложена по фрагментам с либретто. Всё очень понятно.
Рихард Вагнер — "Свадебный хор" из оперы«Лоэнгрин»   (Хронометраж 4:28) - Ничего не напоминает?

«Лоэнгрин» спас Вагнера от нищеты. Людвиг II - старший сын баварского короля Максимилиана был увлечён легендой о рыцаре, приплывающем на лебеде, чтобы вершить правый суд над злом и спасать невинных. Прочтение Вагнеровских поэтических текстов продолжилось знакомством с «Тангейзером». Людвиг II покровительствовал Вагнеру. И даже замок Нойванштайн, что сейчас стоит во всех путеводителях по Баварии, был построен Людвигом II как"храм для божественного друга". А декорации первой мюнхенской постановки «Лоэнгрина» повторялись в Замковом дворе и спальне, на фресках воспроизводились сцены из «Тангейзера». «Парцифаль» написан Вагнером уже в честь своего покровителя через тридцать с лишним лет после создания «Лоэнгрина» (1882). Такая связь между этими двумя операми. Я вовсе не хочу сказать, что посвящение должно было быть непременно хуже, тем более, что про юного баварского короля - поклонника творчества Вагнера, я узнала позже.

..так как за всю мою жизнь я ни разу не вкусил полного счастья от любви, то я хочу этой прекраснейшей из всех грёз воздвигнуть памятник - драму, в которой эта жажда любви получит полное удовлетворение.Пост подготовлен hhhhhhhhl
Пост подготовлен hhhhhhhhlИз письма Вагнера Листу о замысле «Тристана и Изольды»

Оперу «Тристан и Изольда» я пропустила. Вернее так, я умышленно не пошла. Должно было происходить в Концертном зале некое представление с современными технологиями, сейчас не вспомню деталей, но этот элемент шоу меня спугнул. Очень жалею теперь.Пост подготовлен hhhhhhhhl


Но заболела я уже основательно. И в большой мере способствовала этому книга Марины Раку «Вагнер» Путеводитель. Книгу читала жадно, хотя я не любитель биографий. Текст написан современным языком, заголовки разделов и тем точно отражают суть, хоть и звучат едко порой. Нет жёсткой хронологии, этого занудного последовательного повествования. Материал собран в отдельные темы, каждая исследуется по-настоящему глубоко. К книге прилагается диск, каждый трек которого является музыкальной иллюстрацией к тому или иному фрагменту текста книги, биографии Вагнера либо событию в его жизни. Хотела сделать врезки с этого диска, но не справилась технически, видимо, есть какая-то хитрость препятствующая копированию и пр. И издателей можно понять. Записи уникальные. Многие сделаны на фестивалях в Байроте. Ох уж этот Байротский фестиваль!



Сначала считаю необходимым привести фрагменты из главы "Друзья и враги".
Над Вагнером висит клеймо фашизма. Однако у этого вопроса есть своя история.

Вагнер обладал настоящим даром вражды. Он создавал себе врагов повсюду, он лелеял их образы и никогда не изменял им. Враг - не только Париж и населяющие его французы, а так же финансисты, журналисты и евреи. Враг - это и Лондон с наводнившими его англичанами. Злейшим врагом представляет он и Россию. По какой-то странной логике в первом же своём выступлении на дрезденских баррикадах он призывал толпу выступить против далёкой северной державы.

Немцы разочаровали своего гения, они оказались такими же материалистами, как и все остальные, и не поддержали его художественную фантазию достаточными финансовыми вложениями. А, ведь, к зрелости мир в его воображении поделился на две неравные части «немецкую» и «ненемецкую». Под первой подразумеваются «провинция, культура, аполитичность, консерватизм, авторитарность, идеализм, внутренняя глубина, оригинальность творчества и мораль». «Ненемецкими» соответственно оказываются «столица, цивилизация, политичность, революционность, демократия, материализм, легковесность и разбросанность, имитация подражательность», а так же… «интеллектуализм»(!!!).

Все эти «ненемецкие» свойства сосредоточились для него «в трёх J» - Juden, Journalisten, Jesuiten – евреях, журналистах, иезуитах.

Момент, когда зародился национализм Вагнера, довольно точно запротоколирован им самим. По возвращению из Парижа, попытка завоевать который для него, в отличие от многих растиньяков эпохи, завершилась полным крушением… 

Ненависть к Парижу, который отверг его, немецкого художника, глубоко укоренится в душе Вагнера. За годы последующей жизни ей предстоит только разрастись. Образ врага персонифицируется для него в лице соперника по искусству, выходца из Германии и при этом еврея Мейебера. В 1850 году Мейбер становится главным героем печально знаменитой Вагнеровской статьи «Иудейство в искусстве». Так Вагнер перешёл рубикон, отделяющий страстную любовь ко всему родному от страстной же ненависти ко всему чужому – патриотизм от ксенофобии…

Вагнер настолько напуган собственной смелостью, что в статье не называет не только Мейебера, но и самого себя, выступая под псевдонимом «Вольнодумец» (Карл Фрайгеданк). Единственная поименованная им мишень – почивший в бозе Феликс Мендельсон-Бартольди. Когда же Вагнер заново опубликует статью через девятнадцать (!) лет, то и сам он и Мейебер будут названы без обиняков.

Возможно, статья и ряд связанных с ней высказываний из других вагнеровских публикаций так и остались бы свидетельством дрязг и склок внутри профессионального клана, если бы не её заключительный абзац, выводящий личные обиды на просторы истории человечества, невнятный по смыслу и подвергавшийся впоследствии самым разнообразным интерпретациям. Вагнер взывает к евреям: «Но знайте, что возможно одно лишь искупления от тяготеющего над вами проклятия: искупление Агасфера – гибель!»Пост подготовлен hhhhhhhhl

Те, кто воспринимают эту фразу сквозь призму будущего фашизма, находят здест превосходную формулировку самых страшных его деяний. Но читателю сентябрьского номера лейпцигского журнала Neue Zeitschrift für Musikза 1985 год, обнаружившего сей пассаж в ворохе новейшей прессы, он мог показаться лишь одним из вариантов решения проблемы культурной ассимиляции, широко и не менее радикально обсуждавшейся в Германии уже более полувека…

Тогда эта ненависть ещё не называлась антисемитизмом (слово появится в работе Вильгельма Марра почти тридцать лет спустя!), она именует себя революционностью. Но случай Вагнера особый. Его знаменитая статья потому и вызвала сильнейший резонанс возмущения, что в основе её явственно прочитывались личные обиды и комплексы; выводы же, претендуя на объективность, взывали к глобальным обобщениям… Культурное сообщество музыкантов почувствовало себя оскрблённым непристойностью этого публичного жеста.

Между тем в своей знаменитой одиозной статье Вагнер ничего не говорит о вопросах расы. Теория расы так же, как идеология антисемитизма, не была его изобретением. С ней он лишь познакомился на склоне лет в изложении французского графа Гобино, вдохновлённого «индоевропейской теорией» немецких коллег. К конце века расовую теорию, подкреплённую идеями Маркса Нордау о вырождении человечества, уже читали в университетах. Впрочем, она ещё не была окрашена идее расовой ненависти. Ширилось влияние дарвинизма, так же далёкого от будущих выводов расистов. Из скрещения этих идей и возник современный антисемитизм.

Так каково же истинное место Вагнера в истории крупнейшей трагедии ХХ века? Отнюдь не центральное.
Но всё о чём мы говорили до сих пор, имеет отношение к Вагнеру-человеку – его очевидным несовершенствам и прегрешениям. Гораздо важнее ответить на вопрос, какое отношение грехи и комплексы этого человека имеют к Вагнеру-художнику.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Музыка Вагнера до сих пор запрещена к исполнению в Израиле. Музыканты-евреи, пытающиеся преступить этот закон, даже при всей своей мировой славе (как например, дирижёр и пианист Даниель Баренбойм) не могут преодолеть заслон ненависти. Могут ли звуки сами по себе агитировать за или против кого-то? Сомнительно. Значит, речь идёт всё же о словах, положенных на музыку. Так вот, невзирая на все усилия, а порой и явные фальсификации интерпретаторов творчества Вагнера, в самих его сочинениях не найдётся ни одной фразы, которую можно было бы трактовать в антисемитском духе. Гений на то и гений, чтобы в своём искусстве суметь преодолеть то, что выказывает его человеческое убожество, повадку обывателя.

Рихард Вагнер. Траурный марш из оперы Гибель богов (Хронометраж 7:45)
Симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дир. Евгений Мравинский


"Для моих произведений, которые только внешний случай забросил в жанр оперы, я хотел бы иметь полностью собственный театр", - написал он своему королю, не зря рассчитывая на его помощь.

Самое невероятное - это создание, то есть возведение отдельного здания, театра для исполнения исключительно собственных опер и ничего более. Городские власти неожиданно поддержали этот проект, хотя придворный театр на тот момент имел самую большую сцену в Германии. Открытие фестиваля стало самым значительным событием европейского лета 1876 года. На открытии присутствовал Чайковский от "Русских ведомостей". Смешно читать про Маркса, который разъезжая по делам, жаловался своему другу Энгельсу на отсутствие свободных мест в гостиницах из-за "дурацкого празднества государственного музыканта Вагнера."

История фестивалей полна драматизма: признание и забвение, финансовые проблемы и невероятная популярность. Особняком стоит период пребывания у власти фашистов и Гитлера, как поклонника Вагнеровской музыки. Что удивительно, всё тоже началось с «Лоэнгрина» в каком-то совершенном юном возрасте. И даже слово "фюрер" было взято им из текста Вагнера. Но факт остаётся фактом - Байрот уже почти век с четвертью является меккой мирового туризма.Пост подготовлен hhhhhhhhl

Начитавшись кроме истории театра ещё и про "Вагнеровских певцов" - особой касты в мировом музыкальном театре, которые являются своего рода "оперной масонской ложей" загорелась идеей поездки на фестиваль. Озаботившись приобретением билетов весной, измеряла расстояние из Чехии до Байрота для поездки на машине летом.

Вагнеровский фестиваль в Байройте – самый старый фестиваль Европы. Проходит в июле, а билеты покупаются за год! Вернее не так: оставляются заявки, а в октябре начинается их обработка. К концу марта обработка заявок на билеты прекращается.

Официальный сайт Вагнеровскиго фестиваля в БайройтеПост подготовлен hhhhhhhhl

На ближайший фестиваль я не попадала, весна - слишком поздно для приобретения билетов.
А на следующий я не поехала, поскольку излечилась. Но это другая тема.Пост подготовлен hhhhhhhhl



Продолжение Ницше как средство от Вагнера