?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Грустный мотив"

"Когда она пела, в зале можно было услышать звук падающей булавки".

Вот почему он включил "Send Me To The 'lectric Chair" в программу концерта. Бесси Смит уже была в альбоме песней "After You’ve Gone" и в книге фотографией на развороте.



Про Бесси Смит легко найти информацию в сети на русском. Но мне больше всего нравится короткий рассказ о ней в фильме "Джаз" Кена Бернса (Ken Burns) в 3 эпизоде - "Наш язык" (1924-1929).

Все пять минут этого видео про Бесси Смит великолепны. Меня впечатлила история, как вместо того, чтоб бежать от куклус-клановцев, Бесси Смит бросилась их разгонять, это с полдюжины парней. У неё был такой крутой нрав, что с ней боялись связываться и чёрные, и белые.



Помнится мы с mila_n_ista размышляли, почему у Хью в альбоме почти все песни "мужские". mila_n_ista предположила, что в этом жанре тогда меньше было именно исполнительниц. И вот сейчас я вычитала:

Ма Рэйни иногда превращала III "блюзовую" ступень в обычную мажорную терцию, а Бесси Смит сделала этот прием своим "фирменным" знаком, — пишет Д. Коллиер. — В великолепном блюзе "Cold in Hand Blues", записанном в 1925 году, где ей аккомпанирует на корнете Луи Армстронг, она раз за разом берет "блюзовую" III ступень, довольно долго держит ее, слегка изменяя уровень, а затем разрешает ее наверху в мажорной терции…

Бесси Смит в знаменитом блюзе "Taint Nobodys Business If I Do" поет практически a capella, совершенно отрывая мелодию от граунд-бита, задаваемого не всегда отчетливо пианистом Кларенсом Уильямсом. Вообще, исполнители блюзов всегда больше заботились о тексте, чем о музыке.

Но почему эти исполнительницы были ближе к европейской традиции, нежели мужчины-певцы предшествующего поколения?

Причина, вероятно, в том, что большинство певиц исполняли не только блюзы (как ранее мужчины), а были популярными вокалистками менестрельного жанра и считали себя эстрадными артистками. Выступали они не в кабаре, а в менестрельных и эстрадных представлениях, исключительно популярных среди негритянского населения, да и у части белой публики на Юге США.

Пели они и в многочисленных палаточных залах типа нынешних цирковых шапито. В репертуар певицы Бесси Смит обычно входили и популярные мелодии, и блюзы. Бесси исполняла также юмористические номера, танцевала, принимала участие в грубоватых комических сценках. Негры, работающие в системе шоу-бизнеса белых, неизбежно попадали под влияние европейской музыки…"



В 1912 году Бесси приняли танцовщицей в эстрадную труппу. В этой труппе работали знаменитая певица Ма Рэйни и ее муж. Но девушка пробыла там недолго, вскоре перешла в другую труппу. В течение нескольких лет молодая певица пела в различных театрах и гастролировала в составе эстрадных групп. К концу Первой мировой войны, когда начинается джазовая лихорадка, Бесси была уже довольно известная певица.

Звездный час Бесси Смит пробил в 1923 году.
Фрэнк Уокер слышал Бесси на Юге несколькими годами раньше и сохранил воспоминание о силе ее голоса. Он послал Кларенса Уильямса разыскать певицу, чтобы привезти ее в Нью-Йорк. Сначала Бесси записала "Down Hearted Blues", а затем "Gulf Coast Blues". Бесси Смит ждал невероятный успех: не прошло и полугода, как было продано 780 тысяч пластинок! [Источник]

В отрывке из сериала "Джаз" упоминается фильм, в котором снялась Бесси Смит, так высока была популярность певицы, что её пригласили в кино.

Bessie Smith - St. Louis Blues (1929)


Однако судьба была к ней немилосердна. Осенью певица отправилась на гастроли по Югу США. Здесь 26 сентября Бесси Смит погибла в автомобильной катастрофе.

Вскоре после ее смерти возникла легенда, что ранение Бесси не было смертельным, а смерть певицы — результат того, что в клинике для белых ее отказались принять из-за цвета кожи. Эта легенда стала широко известной и даже легла в основу пьесы Эдварда Олби "Смерть Бесси Смит".
Однако эта история, скорее всего, придумана некоторыми политиками с пропагандистской целью.

По свидетельству врача, оказывавшего последнюю помощь Бесси Смит, "на месте катастрофы не нашлось ни одной санитарной машины, которая могла бы доставить ее в больницу. В то время в глубинных районах хлопковых плантаций Юга не было санитарных машин ни для белых, ни для цветных".
Врач также сказал, что состояние Бесси было столь тяжелым, что у нее не оставалось практически никаких шансов выжить. [Источник]

Может и журналистская выдумка.
НО
в сентябре 1948 года в журнале "Cosmopolitan" был опубликован короткий рассказ Джерома Дэвида Сэлинджера "Грустный Мотив". История рассказывает о трагической жизни Афро-Американской джазовой певицы Лиды-Луизы Джонс, прототипом которой послужила Бесси Смит. Первоначально рассказ назывался "Колючая иголка на патефонной пластинке" ( англ. "Scratchy Needle on a Phonograph Record" ), но "Cosmopolitan" изменил название на "Грустный Мотив" без согласия Сэлинджера. "Сглаживание" названия было одной из причин почему автор в конце 40-х "хотел публиковать произведения только в "The New Yorker".
За "Грустный мотив", печальный и красивый, спасибо twemlow.

Читать, скачать рассказ Сэлинджера "Грустный мотив".


Песня "Send me to the 'lectric Chair" была записана в 1927 году, на самом пике популярности. До той поездки на автомобиле ещё десять лет выступлений, запись на студии, великая депрессия и упадок индустрии шоу-бизнеса. В последний раз певица записалась в 1933 году: серия записей, которая включала громоподобный "Gimme a Pigfoot" и два мощных трагических блюза — "I'm Down In The Dumps" и "Do Your Duty". В записи участвовали великолепные музыканты — Джек Тигарден, Чу Берри и Бенни Гудмен.

Send me to the 'lectric Chair
Bessie Smith (Vocal)

Joe Smith (Cornet) Charlie Green (tb) Fletcher Henderson (Piano)



"Send me to the 'lectric Chair"
Judge, your honour, hear my plea
Before you open up your court
But I don`t want no sympathy
`Cause I done cut my good man`s throat

I caught him whith a trifling Jane
I warned him `bout before
I had my knife and went insane
And the rest you ought to know

Judge, judge, please mister judge,
Send me to the `lectric chair
Judge, judge, good mister judge,
Let me go away from here

I wanna take a journey
To the devil down below
I done killed my man
I wanna reap just what I sow

Oh judge, judge, lordy lordy judge
Send me to the `lectric chair
Judge, judge, hear me judge
Send me to the `lectric chair

I love him so dear
I cut him with my barlow (?)
I kicked him in the side
I stood here laughing o`r him
While he wallowed around and died

Oh judge, judge, lordy judge
Send me to the `lectric chair
Judge, judge, sweet mister judge
Send me to the `lectric chair
Judge, judge, good kind judge
Burn me `cause I don`t care

I don`t want no one good mayor
To go my bail
I don`t want to spend no
Ninety-nine years in jail
So judge, judge, good kind judge
Send me to the `lectric chair

"Пошли меня на электрический стул"
Судья, ваша честь, выслушайте мое заявление,
Прежде чем откроете свое заседание суда.
Но я не хочу никакого сострадания к себе,
Потому что я перерезала горло своему милому.

Я застукала его с дешёвкой Джейн -
Я уже раньше предупреждала его на этот счет.
Я схватила нож и обезумела.
Ну, а остальное вы знаете.

Судья, судья, прошу, мистер судья,
Пошли меня на электрический стул.
Судья, судья, добрый мистер судья,
Позволь мне убраться отсюда.

Я хочу отправиться
Прямиком к дьяволу в ад.
Я убила своего мужчину,
Я хочу пожать то, что посеяла.

О, судья, судья, начальник судья,
Пошли меня на электрический стул.
Судья, судья, услышь меня, судья,
Пошли меня на электрический стул.

Я так его любила,
Я зарезала его своим складным ножом,
Пырнула его в бок.
Я стояла и смеялась над ним,
Пока он катался по полу и умирал.

О, судья, судья, начальник судья,
Пошли меня на электрический стул.
Судья, судья, славный мистер судья,
Пошли меня на электрический стул.
Судья, судья, добрый, хороший судья,
Поджарь меня, потому что мне уже все равно.

Я не хочу, чтобы какой-то добрый мэр
Брал меня на поруки,
Я не хочу провести
В тюрьме 99 лет.
Так что, судья, судья, добрый, хороший судья,
Пошли меня на электрический стул.

Перевод mila_n_ista

Версия великолепной Дины Вашингтон
Dinah Washington ...Send me to the electric chair


Send me to the 'Lectric Chair - David Bromberg*
современная мужская версия.


На YT есть множество современных вариантов исполнения, поют и под гитару, и джаз-бэнды, и даже под аккомпанемент укулеле, любительские домашние видео и записи клубных концертов, но мне как-то не очень. Не перепеть им тех негритянок с их мощнейшими голосами.

Несколько примечательных видео:
Eden Brent - Send Me To The 'Lectric Chair - Live in Cognac 2011 - Коньяк позапрошлого года, к тому же Эден Брент аккомпанирует себе на фортепьяно, практически наш случай.
'Lectric Chair Blues by the Jazz Tuber Trio - три седовласых дядьки, взяла из-за состава инструментов: банджо, кларнет и туба.
Bessie Smith covers - rough demos part 2. В данном случае интересно не исполнение, а история о том, как песни Бесси Смит помогли человеку выбраться из депрессии, как я поняла из комментария к видео.
シモタエ "Send me to the 'lectric chair" - в этот раз иероглифы всплыли уже на 4 стр. Но какая примесь шансона в манере исполнения, или мне кажется. Очень рекомендую посмотреть это видео от 2012年12月7日 :))


А наши были на 3 стр. YT
Hugh Laurie at the Paramount- 9/11/2012- Send Me To The Lectric Chair" with Sista Jean


Аккорды

* заменила видео, ошибочка вышла, сори.

Comments

goldfond
Jan. 31st, 2013 06:37 pm (UTC)
О! Оба зашевелились! Сейчас буду слушать))
hhhhhhhhl
Jan. 31st, 2013 06:41 pm (UTC)
Не, я про врезку, дядька Вам понравится, гитарист.
goldfond
Jan. 31st, 2013 06:49 pm (UTC)
Вы Дэвида Бромберга имеете в виду?
hhhhhhhhl
Jan. 31st, 2013 06:50 pm (UTC)
Его, да.
goldfond
Jan. 31st, 2013 06:53 pm (UTC)
Так я про это видео и говорила, а сейчас оно открылось, послушаю попозже - на Фонтанке.фм - битломания , слушаю и наслаждаюсь)) Осталось 10 минут))
hhhhhhhhl
Jan. 31st, 2013 06:56 pm (UTC)
О, здорово.
goldfond
Jan. 31st, 2013 06:56 pm (UTC)
:))!!
goldfond
Jan. 31st, 2013 07:24 pm (UTC)
"Дядька-гитарист" действительно шикарный)))
hhhhhhhhl
Jan. 31st, 2013 07:26 pm (UTC)
Да!