?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вернулась в Питер, и долетела до меня новость о выставке работ Пикассо в Эрмитаже. Отнеслась как-то спокойно. Мало живописи выставками у меня сейчас в жизни, больше музыки оперой и концертами. Но выяснилось сегодня, что выставка из Парижского музея Пикассо, заканчивается чуть ли не на следующей неделе. Тут меня как пробило. Ведь я же любила его в прошлой жизни, бегала к нему в Эрмитаж, просто так под настроение, чтоб постоять и посмотреть на него и тех, кто рядом. По главной лестнице на второй этаж, там, не заходя в Георгиевский, сразу налево, оставляя Тронный и Зеркальный залы, туда сюда и – в Византийский, посмотреть на заводную птицу, которую заводят очень редко, и я не попадала, потом вперёд, пара поворотов направо и налево и по маааленькой лестнице темноватой на третий этаж и всё!
Свет, цвет – импрессионисты, Пикассо дальше.
А Париж..  может, я никогда туда не попаду. Метнулась спонтанно, утащив подругу, вырвав её из семьи.



Дело было практически безнадёжное. После трёх нестись в Эрмитаж, в воскресенье, в сезон. Но по пустому городу едется быстро. Труднее преодолеть пространство Дворцовой от Александровского сада, где вертер холодный и резкий продувает насквозь одежду, и кажется даже, срывает плоть, оставляя скелет, чувствуешь только позвоночник, дрожь вдоль него. Был бы открыт вход с площади, чтоб не идти на набережную. О, шевеление. Туда. Во дворе – фонтан, клумбы рыжие, и… очередь, огромная, вернее длинная. Без шансов. Но тут слышу что-то вроде, попасть на выставку Пикассо… минуя очередь, успеть до закрытия касс. Девушка сквозь зубы, не раскрывая рта, тихонько так проговаривает этот текст. Я – к ней. Ага, расклад такой: билет стоит 100 рублей, но 400 – им, за обход очереди. Так. Думаю пол секунды. Идём. Плевать на 400 рублей. Я хочу, я ехала, я шла сквозь ветер. Через десять шагов нас передают мужчине в бейсболке. Идём с ним, он по дороге завлекает ещё клиентов. Я ему, эй, сначала мол с нами разберись; тем более, что денег уже дали. «Да я, да я, чтоб время не терять», - заизвинялся, улыбаясь. Дальше так инструктирует: «Идите к охраннику и скажите, что Вы отстали от группы из Омска.» Мне не очень нравится такой поворот событий: «Нет уж, пойдёмте с нами, нас сейчас как не пустят!» «Да что вы, я так могу охранника спалить! Омск – пароль. Всё будет нормально», - заупирался дико. Чёрт с тобой, думаю. Прямиком к охраннику, минуя честных граждан в длинной очереди, дисциплинированно стоящих. Пароль сработал, со скрипом, т.к. охранник разговариваль с каким-то граджанином в костюме, а не в форме. Но мой деловой тон скорректировала подруга жалобными интонациями, добавив что-то от себя к тексту пароля.

Мы на втором этаже, у цели. Хоть не очень удачное место для картин – узкая Петровская галерея, но уже всё неважно, я увидела Пикассо.
Другим. То есть не то, чтобы я не знала про разные периоды в его творчестве, но то ли давно не бывала на выставках, то ли изменилось что-то во мне, вернее, точно что-то изменилось; но смотрела заново с восторгом.
И то, что пропускала раньше, теперь особенно приковывало моё внимание. Особенно рисунки. Смотрела что-то идеальное. Вот эта абсолютная ровность линии, беспрерывность, её толщина, как заданная программно, но выполнена рукой мастера; условность деталей и завершённость их при этом. Не могла оторваться, возвращалась. Рисунки, вообще, не представлены в коллекции Эрмитажа, только живопись. А на рисунках-то – наши люди. Легенды эпохи: Дягелев, Бакст, Стравинский, русские танцовщицы,
Ольга Хохлова, она же и в масле. Игорь Стравинский. Стояла, смотрела, как знакомилась. У меня в музыке сейчас период Стравинского. Он выглядит здесь старше. Это влияние, впечатление от его музыки Пикассо перенёс в рисунок, уверена. Создавать такую музыку  не мог молодой композитор. Художник добавил ему возраста и значимости.

Этот период в искусстве, в жизни Европы с центром в Париже с этими русскими, приехавшими от революции или оставшимися, как все Дягелевцы - невероятный, ни с чем не сравнимый, такого не было ни до, ни после, и вряд ли случится уже теперь. Творческая жизнь кипела в этом городе, выплёскивая зрителям красоту совершенства и новизну открытий.
Бакст – живой, Русские танцовщицы – красавицы невероятные, покорительницы Парижа. Объятия на рисунке – плотские, страстные. Все наброски – интересные. И живопись Классического периода такая недокрашенная и выразительная невероятно. Натюрморт с яблоками – приковал к себе, или я увидела в нём больше, чем то, что есть в названии. И Деревенский танец - пастель по маслу с такими испанскими героями непостижимыми.
Работы в бронзе, вообще, столько разных материалов, и дерево и металл, так тщательно обработанных и введённых искусно в гениальные инсталляции, крупные и совсем миниатюрные, выполненные с педантичной тщательностью.
А вот то, что раньше меня так увлекало, сейчас – никак.

Мы ворвались за десять минут до закрытия касс. Это позволило смотреть в редеющей толпе, т.к. новые посетители не набегали, но с другой стороны не оставляло нам времени на продолжительные повторные просмотры. Хотя это было и не очень реально; слишком прекрасно, слишком много и неожиданно для мозга, для души, для осмысления. Понесла с собой это облако впечатлений назад через Дворцовую к машине. Сесть и управлять. Переключиться. Но не растерять, сохранить. Для этого и пишу.

Не всё, однако нашла работы именно с этой выставки.

Сначала рисунки.

Группа танцовщиц. Ольга Хохлова лежит на переднем плане. Бумага, карандаш. 1919-1920


Три танцовщицы. Бумага, карандаш. 1919-1920


Портрет Игоря Стравинского. Бумага, карандаш. 1920


Портрет Бакста в низком качестве.


Живопись.

Портрет Ольги в кресле. Холст масло. 1917


Поль в костюме Арлекина. Холст, масло. 1924


Натюрморт с кувшином и яблоками.  Холст, масло. 1919


Деревенский танец.  Холст, масло, пастель. 1922-1923


Художник и модель. 1914


Смерть Касагемаса. Дерево масло. 1901


Три работы из других музеев, но очень близко к тому, что было представлено.
Период и дата совпадают.

Автопортрет 1. 1906


Автопортрет с палитрой. Холст, масло. 1906


Два юноши. Холст, масло. 1905


Одна работа в материале - Шут, но только такое фото.


И ещё две в репортажной съёмке.


Инсталляцию с этой выставке отыскала только одну.
Гитара.


А это тот Пикассо, к которому я бегала.

Купание. Холст, масло. 1908


Женщина с веером. Холст, масло. 1908


Музыкальные инструменты. Холст, масло. 1912


Кларнет и скрипка. Холст, масло. 1913


Есть и такой.
Любительница абсента. Холст, масло. 1913


Нашла хороший сайт о Пикассо. Представлены работы по периодам, по музеям, по тематике.
Его женщины.
Его фотографии. Есть даже видеоматериалы.
http://www.pablo-ruiz-picasso.ru


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Aug. 29th, 2010 08:45 pm (UTC)
Он такой разный и у него так много работ в его этих абсолютно не похожих периодах, что невозможно к нему быть равнодушным, вот так - оптом. Он - гений.
Надо время, чтобы просто перебрать, посмотреть, в смысле познакомиться поближе, в идеале в оригинале, то есть на выставке, и что-то понравится непременно.
Рада, что возник интерес. Ссылка хорошая. Всё систематизировано. Информация подана удобно.
twenty_25
Aug. 31st, 2010 04:46 pm (UTC)
Спасибо вам большое, очень интересный рассказ. Надо же, с какими приключениями вы пробирались к прекрасному.:)
Я небольшой знаток живописи (да и всего остального, впрочем):). Стадно признаться, но для меня было открытием, что Пикассо такой замечательный рисовальщик-реалист. Просто великолепный. А вот абстрактная живопись оставляет меня равнодушной, увы.
hhhhhhhhl
Aug. 31st, 2010 04:58 pm (UTC)
Я как раз об этом пишу. Просто не могла оторваться от рисунков. Такой странный может показаться вид искусства. Но они божественные, со всеми нюансами принадлежности к мастеру (кисти там, например, руки.) Убила пол ночи на поиски. Рисунков практически нет. Это жалкая часть. Мы всё-таки сильно заштампованы. Пикассо гораздо шире и разнообразнее, чем принято о нём думать.

Абстракция - увлечение юности. Надо было ещё пойти, даже с такими приключениями, чтобы понять эти перемены в себе. Это тоже интересно оказалось.

А история - чистая правда.

И на картины, что нашла в Интрнете теперь сама любуюсь. Рада, что зашли.
maikamaika
Sep. 11th, 2010 06:33 pm (UTC)
А рисунки - да. И ещё офорты - трогательные, нежные, но нанесенные уверенной рукой царапины - совершенно прекрасные. Я в это время, как раз, училась печати, и мне было очень любопытно. Залы не очень охраняются (французы:)), так что удавалось буквально засунуть нос в работы :)
hhhhhhhhl
Sep. 11th, 2010 06:59 pm (UTC)
Спасибо, что заглянули, и за комментарий.
За ссылку отдельно.
Вы знаете, я мало с ним знакома. В Эрмитаже коллекция совсем небольшая, как я сейчас окончательно убедилась. Моё представление было однобокое, но вот неприятия не было никогда, собственно я об этом упомянула.

Выставка тоже небольшая совсем, но зато какие открытия. Рисунки. Эскизов почему-то много, целая стена.
Совсем не представлена керамика, а ведь это целое направление, только в интернете и посмотрела.

А инсталляции из металла! Такой сложный, я бы сказала тяжёлый материал в работе. Вы верно отметили - труд. Кажется, раз есть талант, то всё легко. Здесь очень много труда, абсолютно с Вами согласна.

В Париже не была. Но, надеюсь, ещё сунуть нос.

А что такое тут с пунктирчиками, я, как чайник, вообще не поняла.
( 5 comments — Leave a comment )