?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта осень была какой-то тихой. Кроме короткого метра - Манхэттенский фестиваль короткометражного кино ничего мне больше на глаза не попалось и по рассылкам не пришло.
Но немцы не подвели. Фестиваль немецкого кино ежегодно проходит в начале декабря.

Я всегда хожу на этот фестиваль, с первых показов. Даже жду его.
Однажды попыталась собрать свои впечатления за прошедшие годы:
Дни Германии и фестивали немецкого кино в Санкт-Петербурге.

В этот раз выбрала три фильма: "Две жизни" с Лив Ульман, "Стена" с Мартина Гедек (она приезжала к нам с фильмом "Жизнь других") и "Ханна Арендт" - заинтересовал исторический материал. На самом деле, я изучала аннотации, только на известные имена не ведусь. С выбором не ошиблась. Понравилось. Понравилось по-разному.


"Две жизни"/"Zwei Leben"

На сайте Гёте-Института подробная информация и официальный трейлер.

Шпионский триллер, замешанный на истории, уходящей корнями во вторую мировую войну, да ещё разворачивающийся в Норвегии, постепенно переходит в драму, где трагическая судьба двух женщин выдвигается на передний план. Последние десять минут ленты до финала, предсказуемого с определённого момента, невероятны по эмоциональному накалу. В момент, когда героиня Лив Ульман смотрит видеокассету с записью датских новостей и всё время останавливает кадр с крупным планом своей настоящей дочери, я заморгала и начала сглатывать ком в горле, что подкатывал и подкатывал вновь.

Суровая красота норвежской природы, город у подножия даже не гор, а скал. Операторская работа в такой традиционной манере, чем и радует глаз, никаких компьютерных эффектов, героиня не перемещается как-то наворотно в пространстве, а просто летит самолётом из Осло в Германию. И хронометраж человеческий - 97 минут. Картина номинирована на Оскар 2013 г. как лучший иностранный фильм. Хочу, чтоб немцы выиграли. Занятно, что так уже было, когда я смотрела на фестивале "Жизнь других", а потом он получил награду.

После фильма режиссёр отвечал на вопросы. Попробовала воспроизвести. Кратко.
Вопрос: Как Вам удалось заполучить Лив Ульман?
Режиссёр - Георг Маас (это его третья игровая лента): Я всегда считал, что у Лив Ульман шведские корни, так как она снималась у Бергмана. Но на самом деле - норвежские. (Лив Ульман специально для этого фильма выучила норвежский язык). Тема фильма близка её семье, поэтому она согласилась, прочитав сценарий.

Вопрос: Финал предсказуем, были ли другие варианты финала?
Георг Маас: Да у нас с продюсером возник по этому поводу спор. Финал действительно предсказуем, и от момента, когда героиня не садится в самолёт и уходит, ясно, что она идёт к своей гибели. Героиня, не смотря на её прошлое, в конечном итоге вызывает симпатию, и хочется оставить какую-то надежду на её спасение, что было бы возможно в открытом финале. Но я считал, что финал должен быть именно таким. Во-первых, это соответствует законом греческой драмы, когда смерть героя является логическим завершением событий. Во-вторых, вариант открытого финала и надежда на спасение невозможны потому, что это говорило бы о слабости спецслужб, но они знают своё дело.

Вопрос: Не кажется ли Вам, что не стоит ворошить прошлое в поисках правды и разрушать таким образом судьбы людей уже сейчас, когда прошло столько лет?
Георг Маас: Мне кажется, что правда сама пробивается из прошлого, героиня фильма совершает несколько ошибок, что делает неизбежным выход наружу всех секретов. Но правда искала выход. Я не призываю судить чьи либо поступки, это очень сложный вопрос, я констатирую. Любая война часто ломает людей, влияет на их судьбы. Мне кажется, я снял антивоенный фильм.

ВНИМАНИЕ - здесь раскрывается историческая основа фильма.
Вопрос: Вы сказали, что тема фильма связана с семьёй Лив Ульман, расскажите поподробнее, если можно, и вообще, про этих детей, сколько их было и какая у них судьба.
Георг Маас: В Норвегии размещалось 400 тыс. немецких солдат и офицеров во время второй мировой войны. От связей с норвежскими женщинами родилось 11 тыс. детей. Официальные браки были запрещены. Многие отцы были отправлены на восточный фронт и там погибли. Часть детей были насильно оторваны от их матерей, вывезены в Германию как арийцы и определены в детские дома. Многие из них впоследствии завербовали  Штази. Судьба женщин и их детей даже тех, кто остался с матерями в Норвегии, сложилась очень тяжело. 600 детей в настоящее время подали иск в Страсбургский суд на норвежское правительство. Иски были отклонены за давностью срока.
Тётя Лив Ульман состояла в такой связи с немецким солдатом. Он погиб на восточном фронте. Ребёнок остался с матерью. Им было запрещено всё германское, учить язык, выезжать и прочее. Лив Ульман вспоминала, как она с детства чувствовала, что здесь что-то не то, но так и не смогла в то время найти этому объяснение. Очень переживала судьбу своих близких. Поэтому она согласилась на съёмки. Мы только переписали для неё сценарий и перенесли действие фильма из 2008 года в 90-е - падение берлинской стены.

Вопрос (на немецком языке): Я работал в немецком консульстве в Норвегии, и к нам обращалось очень много детей от этих браков с запросами. Они пытались найти своих отцов. Их судьба была незавидной. Эта проблема действительно существовала на протяжении многих лет.

Не смогли продолжить, к сожалению, подпирал следующий сеанс. Был хороший вопрос по библейской заповеди про грехи отцов и ещё про позицию норвежского правительства на фоне того факта, что Норвегия была союзником Германии.

Меня эта тихая, толерантная, демократичная Европа поразила и уже не первый раз. До сих пор вспоминаю ужас Судетов. Писала тут: Ботанический сад и судетские немцы.
А теперь благополучна Норвегия. По сути, правительство предало своих граждан, подписав сначала союзнический договор с фашисткой Германией, запретила смешанные браки и развернула преследование женщин, вступавших в неофициальные отношения с солдатами и офицерами союзнической армии. Героиня Лив Ульман после войны провела два года в лагере! Это помимо того, что у неё отняли дочь.

До чего история тёмная наука. Сколько фактов ещё сокрыто. Немцы ворошат эту тему. Антон был в следующий день на другом показе, так там компания молодых ребят снимала фильм о Гитлере. Но я не пошла на эту картину, у меня были билеты на следующий сеанс.



"Стена"/"Die Wand"

На сайте Гёте-Института подробная информация и официальный трейлер.

Трейлер врезаю. Здесь отчётливо вино, какая она эта стена:


Неожиданно.
Во-перых, это экранизация романа Марлен Хаусхофер, котрый был переведён на русский язык.
Роман есть на Либрусеке.
Во-вторых, полтора часа в кадре оного героя и только закадровый текст, рискованно и смело.

По началу бегают всякие мысли, вроде сравнения с Робинзоном Крузо Дефо, ожидания развития истории в некое фентези, но на самом деле происходящее на экране и особенно закадровый текст, героиня пишет дневник, чтобы не сойти с ума, причём, повествование идёт не последовательно, а как возвращение в начало из её настоящего, и срок, именно срок, так как всё это похоже на заключение, срок пребывания за этой стеной непонятен, становится больше похоже на исповедь одинокого человека, тексты приобретают философский смысл, размышления о любви и смирении, приятии случившегося и исчезновении страха перед будущим. Очень, очень грустно. И жалко собаку, что погибла, бросившись на защиту хозяйки. Но надо пожалеть героиню, одиночество которой стало без верного друга абсолютным, хотя она ждёт когда прилетит белая ворона и она её покормит.

Успокойся. В жизни ты видела слишком много и слишком мало, мало, как все люди, что жили до тебя. Плакала слишком много и слишком мало, как все люди, что жили до тебя. Может, слишком много любила и ненавидела, но не слишком долго — лет двадцать или около того. А что такое — двадцать лет? Потом часть твоего Я умерла, как это бывает у всех людей, которым больше не дано любить и ненавидеть.
Ты терпела сильную боль, без всякой на то охоты, как все люди, что жили до тебя. Скоро тело стало тебе обузой, да ты и не любила его никогда. Это было плохо — а может, и хорошо, ведь душа не слишком прочно держится в нелюбимом теле. Да и что такое душа? Пожалуй, у тебя ее никогда и не было, вот разум был, только чувства его не слишком занимали. Или было иногда что-то еще? На короткие мгновения? Когда смотришь на колокольчики на лугу, заглядываешь в кошачьи глаза, видишь человеческое горе, замечаешь необычные камни, деревья и статуи, ласточек над Римом, великим городом.
Успокойся.
Даже если на тебя возложено бремя души, ей хочется одного — глубокого, крепкого сна. Нелюбимое тело перестанет страдать от боли. Кровь, плоть, кожа и кости — все станет горсткой пепла, и мозг, наконец, перестанет думать. За это хвала Господу, которого нет.
Успокойся: все было напрасно, как у всех людей, что жили до тебя. Совсем обыкновенная история».
"Стена" Марлен Хаусхофер

Не было встречи с режиссёром, наверное, потому что последний сеанс и закончился в пол двенадцатого.

Шла от "Авроры" через Катькин садик к машине. Но как красива Александринка.





"Ханна Арендт "/"Hannah Arendtd"

На сайте Гёте-Института подробная информация и официальный трейлер.

Блестяще!
Весь сеанс, вытягивая шею, вчитывалась в субтитры, чтобы не пропустить ни слова.
Меня привлёк, как я уже говорила, исторический материал - судебный процесс над Адольфом Эйхманом, на который едет Ханна Арендт в качестве корреспондента журнала The New Yorker. Чрезвычайно интересно.
Не только и не столько канва происходящего, сколько её мысли о природе зла. Хотя сцена с наездом на неё спецслужб Израиля поразила. Ладно, угроза не публиковать её книгу в Израиле, но обещание отказать в медицинской помощи её другу, учителю (и любовнику, похоже), когда он находится в тяжёлом состоянии, это как-то слишком для спецслужб именно Израиля. Комбинированная съёмка - документальные кадры процесса и игровые фильма сделаны отлично: журналисты смотрят процесс по ТВ (ч/б на тот период) в специальном зале для прессы, где печатают, делают записи.

"Мышление - это беспрерывный диалог с самим с собой, отказ от этого диалога питает тоталитаризм".
Как всегда самые благодарные читатели - студенты, коллеги отворачиваются от неё после публикации книги, да и друзья известно когда познаются. Заключительная сцена - выступление пред студентами на фоне её отказа от каких-либо публичных дебатов - великолепна, пересказать невозможно. Каждой фразой бьёт наотмашь. Восхищает ум и характер.
Финальная сцена дома, разговор с мужем.
- Если бы ты знала о последствиях, взялась бы ты за эту книгу?
- Да. Хотя бы для того, чтобы узнать своих настоящих друзей... Зло банально и радикально, нет зло банально и экстремально. По-настоящему глубоким и радикальным может быть только добро.

Нет смысла пересказывать философские тексты. Это надо читать.

"Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме" переведена. Есть на букинистическом сайте alib.ru и на Либрусеке.
На Озоне заказала себе "Жизнь ума".
Книги Ханны Арендт переведены и "Истоки тоталитаризма", что упоминается в фильме, и другие.
Вот уж не ожидала, что у нас так активно издают современных философов.

На YT нашла интервью с Ханной Арендт (англ. субтитры)

В общем, фильм открыл для меня неожиданно нечто новое.

Ещё заполнила анкету на розыгрыш призов, заполняю десять лет, ни разу ничего не выиграла. Хотя в призах ли дело. Главный выигрыш у меня есть, эти три вечера.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
jalla00
Dec. 8th, 2013 06:09 pm (UTC)
споткнулась об"у Лив Ульман швейцарские корни", шведские, вероятно. пошла читать дальше
hhhhhhhhl
Dec. 8th, 2013 06:15 pm (UTC)
Поправила. Уберу под глаз. Надо проверить на свежую голову после интенсивного наколачивания текстов после сеанса.
Даже в комменте из одного предложения сделала две ошибки.

Edited at 2013-12-08 06:32 pm (UTC)
mila_n_ista
Dec. 9th, 2013 08:34 am (UTC)
Здорово, как интересно. По рассказу больше всего увлекли первый и третий фильмы.
"Традиционная манера", "никаких компьютерных эффектов", "законы греческой драмы" - звучит просто музыкой для моего уха. Выучить язык для фильма - браво.
Спасибо за просвещение, и отдельное - за ссылки на литературные произведения. (Хотя вот заглянула по ссылке на книгу Арендт и огорчилась примечаниями о халатностях в переводе, грустно.)
hhhhhhhhl
Dec. 9th, 2013 03:27 pm (UTC)
Традиционная манера становится изыском.
на языке оригинала мне не осилить философский текст, боюсь. Вообще занятно, фильма на смеси английского и немецкого, она же живёт в Америке. Тяжело смотреть, вернее, слушать, переход с более менее понятного на непонятный язык.
mila_n_ista
Dec. 9th, 2013 05:16 pm (UTC)
Традиционная манера становится изыском
Увы.

Любопытно, мне одной показалось, что героиня романа "Стена" чем-то капельку напоминает Вас? :)
hhhhhhhhl
Dec. 9th, 2013 05:20 pm (UTC)
Ну не знаю. Никто не читает.
Я думала про себя на её месте. И это единственный немецкий, в смысле языка, фильма. Первый был почти весь на норвежском. Удивили немецкие писатель философы... и женщины!
(no subject) - mila_n_ista - Dec. 9th, 2013 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mila_n_ista - Dec. 9th, 2013 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mila_n_ista - Dec. 9th, 2013 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mila_n_ista - Dec. 9th, 2013 06:10 pm (UTC) - Expand
luckyed
Dec. 9th, 2013 09:35 am (UTC)
А мне из последнего немецкого кино Очень понравился «Простые сложности Нико Фишера» — кинофильм режиссера Яна Оле Герстера, вышедший на экраны в 2012 году. Рекомендую!
hhhhhhhhl
Dec. 9th, 2013 03:25 pm (UTC)
К сожалению, в прокате чаще Голивуд и наши фильмы. Национальный кинематограф прорывается к нам фестивальными показами или специальными показами в Доме кино. Немцы в этом смысле очень методичны. Благодаря им можно увидеть и швейцарские фильмы. В этот раз был один - "Подкидыш", я хотела пойти, но два сеанса подряд - слишком.
luckyed
Dec. 9th, 2013 03:54 pm (UTC)
Его можно в интернете найти.
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 04:05 pm (UTC) - Expand
goldfond
Dec. 9th, 2013 04:28 pm (UTC)
Сюжет "Двух жизней" поразил - я думала, что только Сов.Союз так зверствовал в отношении связей с иностранцами, но чтобы Норвегия!!
hhhhhhhhl
Dec. 9th, 2013 04:42 pm (UTC)
Сама была поражена. Там в процессе подачи иска в Страсбургский суд находится видеозапись датской полиции с беженкой из ГДР и это настоящая дочь. А гл. героиня - агент Штази. Но она такая же детдомовка, просто завербованная, и тоже оторванная от матери когда-то. В общем, настоящая трагедия реальных людей, котрых было тысячи. И Норвегия!!!
goldfond
Dec. 9th, 2013 04:50 pm (UTC)
Сколько людей во всей Европе пострадали и из-за войны, и из-за отношения своих собственных властей!
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Dec. 9th, 2013 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Dec. 9th, 2013 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Dec. 9th, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Dec. 9th, 2013 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Dec. 9th, 2013 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Dec. 9th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
je_nny
Dec. 10th, 2013 05:42 pm (UTC)
Очень интересно! Голова отваливается, но вникала изо всех сил...
rider3099
Dec. 14th, 2013 09:02 pm (UTC)
Поразительно! Не подозревала, что Норвегия была столь жестока к своим же гражданам. Страшные страницы историии. Фильмы заинтересовали все. Спасибо за прекрасный пост, Лена. Вы, как всегда, на высоте!
hhhhhhhhl
Dec. 16th, 2013 11:01 am (UTC)
Да, все поражены.
( 34 comments — Leave a comment )