?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Его целью было не просто создание новых мелодических линий в рамках заданной последовательности аккордов, но постоянное "перепридумывание" мелодии такт за тактом, в результате котороговырастала поистине гигантская консструкция из контрапунктов, беглых огласовок, переменных аккордов, а порой переменных аккордных последовательностей"
Мэйт Эдди об Арте Татуме (Артур «Арт» Тэйтум/Arthur "Art" Tatum)
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Обещала рассказать про Татума, что узнаю из "Громкой истории фортепьяно" Сюарта Исакоффа. (В книге именно такая транскрипция: не Тэйтум, а Татум.)
Так вот. Удивительное дело, невозможно читать книгу обычным образом. Чрезвычайно интересный текст насыщен рассказами музыкантов друг о друге, о манере игры, о джемах в клубах, но главное, отсылками к пьесам, которые непременно хочется послушать. Читаю, не отрываясь от YT.

Попытка проиллюстрировать описание фортепьянной дуэли.
Пианист Дональд Ламберт однажды неосторожно предложил Татуму посостязаться в игре на фортепьяно, и тоже самое сделали Фэтс, Джонсон и Лев. Чем всё закончилось мы знаем из описания Мориса Уоллера, сына Фэтса.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Все трое уверенно исполнили свои композиции, после чего за фортепьяно сел человек из Толедо и заиграл "Tea for Two": левая рука отбивала твёрдый, непоколебимый ритм, а правая путешествует от одногоослепительного арпеджио к другому, от одного хитроумного созвучия к другому. Наконец звучит триумфальный финальный аккорд.

Art Tatum's Tea for Two (1933)


Джеймс П. делает ещё один заход, играя "Carolina Shout" так, будто в его руки вселился бес, но и этого явно недостаточно.

"Carolina Shout" - James P. Johnson


Тогда Уоллер принимается за самую выигрышную пьессу - "Handful of Keys".

Fats Waller Plays "Handful of Keys."


Но Татум всех кладёт на лопатки своей версией "Tiger Rag".
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Art Tatum - Tiger Rag


Когда он играл, фортепьяно зачастую напоминало тенисный корт: потоки нот летали с одного конца клавиатуры на другойсловно над воображаемой сеткой. Подача в басах - мгновенный встречный удар в высоких частотах; левая и правая рука в непрерывном атлетическом соревновании друг с другом. Любой, кто пытался бросить ему вызов мгновенно оказывался в ситкации "гейм, сет и матч".

Джонсон предпринимает последнюю отчаянную попытку - звучит его обработка Шопеновского Революционного этюда. "Отец рассказывал, что никогда не слышашал, чтобы Джимми играл так потрясающе, - писал Морис Уоллер. - Но и этого не хватило. Татум, бесспорно, был королём вечера".
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Революционный этюд в исполнении Джеймса П. Джонсона не нашла, хотя другие классические произведения и Шопена в том числе на YT есть.

В связи с Татумом не могу не провести одну интереснейшую параллель. Помните, Хью Лори рассказывал, как он слушал Оскара Петерсона, и ему казалось, что у Петерсона какое-то особое фортепьяно, больше клавиш? Потом Хью Лори ещё добавлял про цветные клавиши.

Мастера своей игрой действительно могли произвести такое впечатление, если не видеть исполнителя.
Пост подготовлен hhhhhhhhl
Обучаясь у Татума. Билли Тейлор.
Когда кто-то впервые слышал Татума, первый вопрос всегда был: "Ну и кто эти двое?" Я уверен, что одна из причин, что он стал таким монстром фортепьянной игры, связана с тем, что в его детстве повсюду были механические фортепьяно. По крайней мере в моём детстве было именно так. Поэтому Татум привык слушать ролики с записями, на которые пианисты накладывали ноты, но он этого не знал, поэтому научился добиваться сходного эффекта всего лишь двумя руками.
....я такскал Татума по нью-йоркским барам. Мы все собирались вокруг фортепьяно и ждали, пока он начнёт играть. Проходило несколько часов - и вотнаконец, он начинал, а затем прямо среди соло тянулся за кружкой пива, не прекращая игру. Музыка не прерывалась ни на секунду. Я это запоснил и подумал: "Надо будет однажды попробовать так сделать". А потом сообразил, что для того, чтобы это получилось, нужно нацчить играть левой рукой так же как он.


А теперь загадка!Пост подготовлен hhhhhhhhl
- Ты всегда говорил, что отдал бы правую руку, лишь бы играть как он.
- Нет, я говорил, что отдал бы свою правую за его левую.

Откуда этот диалог? Уверена, многие мои френды угадают кто, где и в каком контексте произнёс вторую фразу, которую я вынесла в название поста.
Новемба ответ знает:)Пост подготовлен hhhhhhhhl

Piano Blues
Под конец хочу напомнить фильм "Блюзом по клавишам" Клинта Иствуда из цикла Мартина Скорсезе "Блюз".
Конечно, в эпизоде "Блюзом по клавишам" есть фрагмент, посвящённый Арту Татуму.

Пост подготовлен hhhhhhhhl

Это второй пост по книге "Громкая история фортепьяно" Сюарта Исакоффа.
Начало в посте Страйд.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
twemlow
Jun. 7th, 2014 06:04 pm (UTC)
"кто твой папочка". хорошо он там слушал музыку. вообще мне нравилась эта линия с приятелем, который давно уж и не важен для тебя, но долг при случае надо красиво вернуть
hhhhhhhhl
Jun. 7th, 2014 07:18 pm (UTC)
да, да! верно!
goldfond
Jun. 7th, 2014 06:07 pm (UTC)
Какие феноменальные ребята! С таким удовольствием прослушала всех! М ведь откуда они все вышли! По сути - из трущоб!
hhhhhhhhl
Jun. 7th, 2014 07:18 pm (UTC)
Да, думала, Нина уедет, наделаю постов, фиг! некогда френдов почитать даже, сори, всё хожу куда-то или пью с кем-то. Но вот собралась. Перекличка с Хью Лори и Хаусом удивительная.
(no subject) - goldfond - Jun. 7th, 2014 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 7th, 2014 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Jun. 7th, 2014 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 7th, 2014 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - goldfond - Jun. 7th, 2014 07:30 pm (UTC) - Expand
je_nny
Jun. 7th, 2014 06:56 pm (UTC)
О! Сколько всего прекрасного! Отгадать не отгадаю, но буду слушать - ужо завтра!
Спасибо!
hhhhhhhhl
Jun. 7th, 2014 07:23 pm (UTC)
Посмотрите фрагмент с Клинтом Иствудом. Хороший цикл снял Скорсезе.
(no subject) - je_nny - Jun. 7th, 2014 07:41 pm (UTC) - Expand
rider3099
Jun. 7th, 2014 07:09 pm (UTC)
Потрясательно! Лена, огромное спасибо. С удовольствием слушала!
hhhhhhhhl
Jun. 7th, 2014 07:25 pm (UTC)
Да, хороший материал, интересная книга. Там главный герой - фортепьяно, не джаз.
mila_n_ista
Jun. 7th, 2014 08:49 pm (UTC)
Класс, спасибо!

Очень точно про теннисный корт и весьма интересная мысль о том, что он не знал про накладывание клавиш и добивался аналогичного эффекта. Это махина, конечно. И Вы правы: это просто непременно нужно воспринимать с аудиоиллюстрациями.

(Цитату узнала, конечно.)

А я, кстати, нашла сегодня эту книгу у себя на выставке во плоти в чернилах и бумаге. Не купила, правда, пока - не рассчитывала, шла за другим, но порадовала находка.

Edited at 2014-06-07 08:54 pm (UTC)
hhhhhhhhl
Jun. 8th, 2014 06:56 am (UTC)
Да, получилось проиллюстрировать.
Там в книге много интересных историй, всё не перепечатаешь, я набиваю, текста в эл. виде нет. Вся прелесть в том, что автор собрал и систематизировал рассказы, воспоминание самих музыкантов! Пример с игрой в теннис - очень точный. Я прям не понимала, как и оформлять текст: цитата в цитате.

Знала, что угадаете!

А книга... Вам многое может и известно как ученице музыкальной школы.

Кстати, Нина играла тут Элегию Масне и всё говорила, что мелодия там в левой. Не помню, хвастала Вам? http://video.yandex.ru/users/hhhhhhhhhl/view/283/



Edited at 2014-06-08 07:03 am (UTC)
(no subject) - mila_n_ista - Jun. 8th, 2014 01:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 8th, 2014 02:23 pm (UTC) - Expand
novemba
Jun. 8th, 2014 12:49 pm (UTC)
Ух, ты! Спасибо за пост! Вот так наглядность. Определённо, книги о музыке должны быть интерактивными.
Ну, они и монстры! Восхищаюсь.
hhhhhhhhl
Jun. 8th, 2014 01:25 pm (UTC)
Здорово да, а Хаус-то как подошёл?
Великолепно, и Вам спасибо.
(no subject) - novemba - Jun. 8th, 2014 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 8th, 2014 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - novemba - Jun. 11th, 2014 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 11th, 2014 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - novemba - Jun. 11th, 2014 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Jun. 11th, 2014 09:50 am (UTC) - Expand
talkingfisch
Jun. 8th, 2014 12:49 pm (UTC)
Вспомнилась сцена пианодуэли из книги "1900".
hhhhhhhhl
Jun. 8th, 2014 01:24 pm (UTC)
Мы эту сцену вспоминали! Правда, с отсылкой к фильму.
В предыдущем посте я опять вспоминала эту сцену. Но вперые twenty_25 в своём посте Winin' Boy Blues, посвящённом Джелли Ролл Мортону.
http://laurie-ru.livejournal.com/214054.html
kom_sa
Jun. 9th, 2014 01:01 am (UTC)
Спасибо! Это высший пилотаж, потрясающе!
Понравилось высказывание про теннисный корт. И хорошо, что есть Ин-т, можно всё это послушать.

Цитату узнала :)
hhhhhhhhl
Jun. 9th, 2014 06:47 am (UTC)
Да, удачно получилось.
Если получится, ещё что-нибудь сделаю по этой книге.
luckyed
Jun. 9th, 2014 01:09 pm (UTC)
Изумительно рассказала. Он невероятный пианист. В то время всех на лопатки клал. Думаю, и сегодня мало кто с ним сравнится :)
hhhhhhhhl
Jun. 9th, 2014 01:54 pm (UTC)
Ну, наконец-то до меня дошёл, а то нет и нет...
Да, пост загляденье, одно из другого вытекает и загадка в тему!
(no subject) - luckyed - Jun. 11th, 2014 07:26 pm (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )