?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лори и джаз 2.

В интервью на ТВ-шоу для Хью Лори появилась новая тема – джаз. И поездка в Новый Орлеан - «паломничество», «причастие». Произнёс эти слова, как признался в любви.

Согласно общепринятой легенде, джаз родился в Новом Орлеане. Разумеется, в этом утверждении много от легенды, но тем не менее. Хотя все исторические истоки джаза со своим религиозным (спиричуэлс) или светским (блюз) музыкальным содержанием, включая рабочие песни или популярную музыку прошлых столетий, относились в основном к вокальным формам исполнительства, самый первый джазовый стиль, который действительно считается самим первым на протяжении всей столетней (на сегодняшний день) истории джаза, является все-таки чисто инструментальным. Он был связан с музыкой уличных духовых оркестров, преимущественно
в Новом Орлеане.
И куда же ехать-то за духовыми, действительно только там и можно найти искомое.
"Новый Орлеан был всегда для меня священным городом благодаря музыке. Есть много причин считать его таковым, но музыка этого города значит для меня больше, чем всё остальное."

Хью Лори действительно любит джаз, с удовольствием исполнял много лет назад и не так давно, словно угадывая эту поездку и свои музыкальные проекты в настоящем.
Я обнаружила одно занимательное совпадение, а, скорее всего, это вовсе не совпадение,
всё связано межу собой.

На шоу Дж.Лено в 2009 г. Хью Лори спел и сыграл нам буквально чуть-чуть. 

За вырезанный фрагменитик и загрузку видео спасибо novemba.

А оригинал-то вот.


Кермит Раффинс (1964 г.р.) - трубач, певец и композитор из Нового Орлеана как раз таки. Сформировался как музыкант под влиянием Луи Анмстронга, хотя на кого из джазовых музыкантов Амстронг не повлиял. Про этого весёлого дядьку я ничего не знала и, если б не Лори, не узнала бы, наверное. Труба Кермита Раффинса звучит ярким серебристым голосом в классическом стиле. Но, исполняя классику джаза Нового Орлеана, он вносит свои собственные аранжировки, и особенно виртуозен в исполнении мелодий в верхних регистрах.
Продолжая музыкальные традиции родного города, в 1983 г. организовал духовой оркестр.

В Нью-Йорке произошёл занятный инцидент с полицией. Выступая в Lone Star Café, Кермит Раффинс с оркестром вышел на улицу, и начал марш, как делал в Новом Орлеане. Тут-то ему и объяснили, что необходимо иметь специальное разрешение для подобного «мероприятия».



А песенка-то с траурными мотивами довольно старая о матросе, который тратит деньги на проституток, а затем умирает от венерической болезни. Существуют различные версии песни на эту тему, Американская в том числе, но суть та же – гибель в расцвете лет от сомнительных занятий. Название происходит от больницы Сент-Джеймс в Лондоне, для лечения проказы. Она была закрыт в 1532 году, когда Генрих VIII приобрел земли для строительства Санкт- Джеймс дворца.

Вот ведь, что выбрал Хью Лори для минутного музыкального номера на шоу Дж. Ленно в 2009 г. И так великолепно по-своему нам исполнил. Жалко, что лишь куплетик один.
Но подождём начала следующего года. Мы умеем ждать.

Фрагмент из шоу Джея Леноо 2009 г. взят с сайта http://house-md.net.ru
На написания этого поста меня подтолкнула Августа своим ответом в Мини-чате на вопрос о названии песни, что спел Хью Лори на шоу.

Не могу не поместить сюда информацию из истории возникновения джаза. Некоторые ключевые моменты.

Географическое положение и история Нового Орлеана обусловили калейдоскопическое разнообразие культурных влияний, как европейского (французский, испанский, английский, немецкий, итальянский языки), так и индейского, карибского и африканского характера. Последнее было следствием того, что Новый Орлеан был самым важным морским портом и площадкой для торговли рабами, приобретавшимися владельцами хлопковых плантаций. В этом большом смешении культур, импортированных из разных стран в процессе их взаимодействия друг с другом возникла местная культура, одновременно изысканная и популярная. Новый Орлеан был Французской колонией и присоединился к США, когда французский император Наполеон продал его Америке. К началу XIX века Новый Орлеан населялся белыми, чернокожими и креолами (часто отпрысками или потомками белых рабовладельцев и чернокожих рабынь). Эти креолы главным образом жили в старых французских кварталах. (Там до сих пор существуют французские кварталы, где Кермит Раффинс и начинал).

В 1897 году член муниципалитета Сидней Стори (Sidney Story) решил выделить специальный городской район, где бы сосредотачивались дансинги, рестораны, кабачки и публичные дома. Так появился всемирно известный Сторивилл, сыгравший важную роль в рождении джаза. Джаза, который обеспечивал музыкальное оформление бурной новоорлеанской жизни и который создавался в первую очередь креолами, имевшими негритянско-французское происхождение. Это была блестящая молодежь, многие с детства учились музыке.
Креолы не были непосредственными потомками рабов, их предков освободили гораздо раньше богатые плантаторы и купцы. Их культура была французской, и они отличались от "американцев" - черного пролетариата Нового Орлеана. Между этими группами цветных существовало противостояние, проявляющееся в музыке.
Социальное падение статуса креолов (негров полуафриканского происхождения, т.е. потомков от браков негров с французами или испанцами, населявших Нижний город Нового Орлеана, которые ранее считались чуть ли не на равных с белыми) вследствие их сегрегации и дискриминации в 1889-1894 годах привело к тoмy, что они потеряли свое прежнее привилегированное положение в городе, вынуждены были заняться главным образом музыкой и постепенно пришли в джаз. Креольские музыканты сыграли значительную роль в формировании джаза. Благодаря своему знакомству с легкой классической музыкой и европейской техникой игры, они могли играть на европейских инструментах более точно, умели читать ноты, были более образованными, обладали более высоким исполнительским уровнем и, воспитанные на европейских традициях, привнесли в ранний джаз элементы, не подвергшиеся негритянским влияниям.
Среди этих людей - Альфонс Пику (Alphonse Picou), Барни Бигард ("Barney" Bigard), Альберт Николас (Albert Nicholas), Кид Ори ("Kid" Ory) Джонни Сент-Сир (Johnny St.Cyr), Фердинанд Ла Монте (Джелли Ролл Мортон).

Пианист Джелли Ролл Мортон утверждал, что именно он открыл джаз в 1902 году, - это, несомненно, болезненное преувеличение, однако вклад этого человека в раннюю импровизационную музыку трудно переоценить. Фортепиано широко использовалось в увеселительных заведениях Сторивилла и играло важную роль в становлении старых фортепианных стилей, в частности, баррел-хауз. Использовался этот инструмент, в основном, как ударный, но позже начала проявляться и его мелодическая роль.

Пианиста вставила, не удержалась.

Jelly Roll Morton - Winin' Boy Blues



Огромная популярность духовых, военных и прочих оркестров во 2-й половине 19-го века была важным фактором для возникновения инструментального джаза. Музицирующие на открытом воздухе военные духовые бэнды или брасс-бэнды (brass band), столь распространенных в США в годы гражданской войны, в мирное время эти оркестры сопровождали танцы, участвовали в различных уличных шествиях, праздниках, похоронах. Постепенно из обычного состава духового оркестра отбрасывались "ненужные" инструменты, в результате чего закрепился минимально необходимый инструментарий. Такие ансамбли чаще всего маршировали по улицам или разъезжали на повозках.

Закончившаяся единственная на территории США гражданская война между Севером и Югом ознаменовалась отменой рабства в 1865 г. при президенте Линкольне. Армейские оркестры были расформированы, в лавках старьевщиков появилось огромное количество всяких духовых инструментов, блестящих по внешнему виду и вполне работоспособных по своему прямому назначению и содержанию, а самое главное - доступных по цене для любого простого чернокожего, т.е. тех бывших рабов, которых к потянуло к инструментам будущих героев раннего джаза. Под всем этим скрывалось также постоянное желание негров сделать свою заявку на эффективное участие в доминирующей белой культуре и на свою принадлежность к ней, ибо музыка была тогда одним из очень немногих доступных для них путей к признанию.

И признания они добились, не те первые или не все, а в глобальном смысле.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 04:02 pm (UTC)
Добавляю комментом ещё информацию.
По запросу на Кермита Раффинса Яндекс не выдал ни одного сайта на русском. Всматривалась в чужой язык. Переводила автопереводчиком, и улавливая суть, лепила свой текстик про него.
Рзговор о еде на последнем шоу не был случайностью. Новый Орлеан действительно славится своей кухней. Там такая многонациональная смесь, что повлияло не только на музыку в историческом смысле, но и на этот аспект в том числе. Кермит Раффинс сам – кулинар. Научился готовить у своей бабушки, наблюдая за ней на кухне, как она умела измельчать лук. Есть какой-то проект его связанный с барбекю, где Кермит Раффинс преуспел. И с 1992 г. существует некое шоу с этим связанное.
Вот этот фрагмент так и не разобрала до конца.
Как музыкант и шеф-повар, он считает, что искусство музыки и приготовления пищи имеют много общих качеств.
je_nny
Sep. 19th, 2010 04:25 pm (UTC)
ссылочка на армстронга и пола робсона:
http://je-nny.livejournal.com/126120.html

Насколько я понимаю, "Летс май пипл гоу" - изначальная версия у Пола Робсона,идущая от спири́чуэлс, а у Армстронга джазовая аранжировка.
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 04:33 pm (UTC)
Возможно. Я не оспариваю вовсе.
Но в итоге обе версии живут своей жизнью.
Версия Амстронга в этом смысле более известный вариант исполнения.

Вот хоть взять те два видео, что в начале этого поста: исполнение Хью Лори и оригинал. Если бы Лори не спел куплет, не полезла бы и не узнала ничего о Кермите Раффинсе. Вот ведь.
novemba
Sep. 19th, 2010 05:02 pm (UTC)
Спасибо!
Шевельнулась у меня мысль уточнить про Новый Орлеан, но я поленилась искать. А тут - уже всё готово. Вот это работа! Очень интересно почитать! :)
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 05:07 pm (UTC)
Ковырялась долго.
Особенно про этого парня, что оригинал поёт. Ну только английский! Мне кажется, он креол или его предки. Во-первых родом из этого квартала, а во-вторых внешне.
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 05:17 pm (UTC)
Ничего не видела! Спасибо. Я ж уезжала от Интрента. С текстами сидела в лесу.

Зорово каааак. Ну хоть не отходи прямо.
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 05:11 pm (UTC)
И у меня так и не получилось спрятать ссылки на сайты про джазистов под кат, то есть в HTML кат отражён и в тексте, а как стала весь поток информации прятать, всё внутри перестало прятаться.

А Лори, всё-таки, мне кажется не случайно выбор делает, и поражает охват, объём музыкальной информации, что он хранит в своей голове!
novemba
Sep. 19th, 2010 05:53 pm (UTC)
Да, чего? Нормально всё с катом, по-моему. Он только в один слой может быть, как бы. :)

А вот ещё. Ведь материал для альбома вряд ли только что появился. А во время "Хауса", последние 6 лет, особо и некогда было этим заниматься. А вот раньше времени было гораздо больше. Мы как бы жалеем о потраченных впустую годах, когда не снимался. А он может и нет. Было время на что-то другое, например, на обдумывание будущего альбома. Правда, теперь возможностей для реализации задуманного больше. :)
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 05:59 pm (UTC)
Я думаю, что он вряд ли думал в эти годы про будущий альбом. Контракт такого уровня это, скорее, как снег на голову. Играл, наверное, много, просто за фано сидел, наверняка. Слушал ещё. С чем ещё жить-то ему, если работы нет. С музыкой, конечно. А это, безусловно накопление материала. Знать классику (джаза, рока и пр. имею в виду), как-то мне понятно, но вот ведь, современников знает, раз использует. Отслеживает, прослушивает значит. Хоть вот это парень, например.
То что он нам показал, это как в щёлочку заглянули, а там залы, там просто столько всего!

Про один слой ката не знала. Столько времени убила! Спасибо. Буду знать.

Edited at 2010-09-19 06:12 pm (UTC)
twenty_25
Sep. 19th, 2010 06:45 pm (UTC)
Как же я рада вернуться к родному виртуалу и любимому мистеру Лори.:)
Спасибо большое, очень интересный текст. Новый Орлеан - это особый мир, вот прямо почувствовала сейчас.
hhhhhhhhl
Sep. 19th, 2010 06:50 pm (UTC)
Верхнюю как раз Лорину песню Вы не слышите, она ж Яндексовская, но авторские права иначе не пускали файл на врезку. Но Вы наверняка помните и даже у Вас есть может быть. А вот оригинал уже технически доступен должен быть.

А виртуал живёт такой бурной жизнью! Отошла на два дня, а насыпалось...

irene_kos
Sep. 20th, 2010 07:30 am (UTC)
Ух ты! Спасибо большущее за информацию! Дочитать не успеваю, но ставлю на закладки - непременно вернусь ещё сюда))))
hhhhhhhhl
Sep. 20th, 2010 08:03 am (UTC)
Конечно, заходите ещё, для себя пишу и для вас, кто ж ещё оценит такого Прекрасного с его знанием всего и музыки в первую очередь. Ведь, то что спел это - на поверхности, а в глубине: знания, привязанности, интерес постоянный и любовь. К этому хочется прикоснуться. Мне лично, очень.
motyletsve
Sep. 20th, 2010 03:25 pm (UTC)
Вот только что дочитал! Славное всесторонне исследование. Замечательно! Лори - умница. Ему очень подходит такой стиль пения... Пение и никакого актерского фиглярства, вот что самое приятное. Про рояль я просто молчу...
hhhhhhhhl
Sep. 20th, 2010 03:37 pm (UTC)
Да ему бы хорошего музыкального продюсера!

А это-то читали 1-я часть: http://hhhhhhhhl.livejournal.com/10175.html

А про исследование это ерунда. Любдю джаз. Помню мне дали в студенческие годы книгу про историю джаза, раритет. Так я её от руки переписала!
motyletsve
Sep. 20th, 2010 03:48 pm (UTC)
От руки целую книжку?)) Жуть! Я только песни Битлз от руки переписывал)) Но тем не менее, о джазе имею кое какое представление)) Обязательно прочитаю... А хорошего музыкального продюсера много кому не помешало бы)
hhhhhhhhl
Sep. 20th, 2010 03:53 pm (UTC)
Не целую, я ж не монах средневековый, писания от руки переписывать грехи искупляя, но конспект такой реальный.
И послушайте Лори в ссылке. Он там классный тоже. Откопала, и с оригиналом сравните.

А у меня друг за тексты Битлз в армии пострадал. В порту за границей добыл журнал с текстами песен Битлз. А у него нашли и списали на берег.
natalexewna
Jan. 22nd, 2011 07:46 pm (UTC)
Спасибо большое! Интересно очень!!!
hhhhhhhhl
Jan. 22nd, 2011 07:58 pm (UTC)
Рада, что понравилось. А из этого возник этот: http://hhhhhhhhl.livejournal.com/30468.html
Разрыв в месяц от Лори и джаз2, но совпадение, ведь!
goldfond
Jun. 5th, 2012 06:00 pm (UTC)
Жаль, последнее видео с ограниченным доступом, не открылось((
Прочла всё, что Вы мне скинули! Огромное спасибо))
hhhhhhhhl
Jun. 5th, 2012 06:16 pm (UTC)
Вы - гигант.
Заменила врезку.
Здесь самое удивительное, что я делала пост за 9 месяцев до появления диска, но выбрав Джери Ролл Млртона с этой песней из всего перечня блюзменов из исторической справки угалдала на 200%. Хью включил две его песни в альбом, одна из них именно эта.
Представляете, как меня распирало потом!
Новогодний ролик я сейчас тоже заменю. Это YT блокирует.
goldfond
Jun. 5th, 2012 06:19 pm (UTC)
Вчера до поздней ночи читала и слушала)) Покурила только на лоджии и сфотографировала луну на абсолютно светлом небе, воткнула сегодня маленький пост по этому поводу))
Ой, а я закрыла уже все посты(( Кинете ссылки, если не трудно, ладно?
( 23 comments — Leave a comment )