?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Ее уже все называли кто «бабуля», кто «мамаша», в транспорте и на улице.

В общем, она и была баба Оля для своих внуков, а дочь ее, взрослый географ в школе, полная, большая, все еще жила вместе с матерью, а муж дочери, ничтожный фотограф из ателье (неравный брак курортного происхождения) — муж этот то приходил, а то и не являлся.

Баба Оля сама жила без мужа давным-давно, он все уезжал в командировки, а затем вернулся, но не домой, плюнул, бросил все, имущество, костюмы, обувь и книги по кино; все осталось бабе Оле неизвестно зачем...

...Однако и на старуху бывает проруха, и в данном случае баба Оля как-то не выдержала бремени и хлопот от бесплодных звонков по чужим подворотням и вдруг завеялась в кино лично для себя: там тепло, буфет, картина иностранная и, что интересно, множество сверстниц у входа, таких же теток с сумками.

Какой-то как бы шабаш творился у дверей маленького кинотеатра, и баба Оля, кривя душой и уговаривая себя хоть немного отдохнуть, потопала неудержимо, влекомая странными чувствами, к кассе, купила себе билет и вошла в чужое теплое фойе.

У буфета толпились люди, была и молодежь парочками, и баба Оля тоже взяла себе какой-то сомнительной сладкой водички, бутерброд и якобы пирожное за бешеные деньги, гулять так гулять, а затем, утершись клетчатым платком мужа, в непонятном волнении она вместе с толпой вошла в зал, села, сняла с себя меховую кубанку на резиночке, шарф, расстегнула зимнее обдерганное пальто, когда-то шикарное, синий габардин и чернобурка, в зеркало лучше не смотреться,— и тут погас свет и возник рай.

Баба Оля увидела на экране все свои мечты, себя молоденькую, тоненькую как тростинка в заповеднике, с чистым личиком, а также увидела своего мужа, каким он должен быть, и ту жизнь, которую она почему-то не прожила.

Жизнь была полна любви, героиня умирала, как мы все умрем, в бедности и болезнях, но по дороге был вальс при свечах.

В конце баба Оля плакала, и все вокруг сморкались, и потом, еле перебирая ногами, баба Оля отправилась снова собирать дань как трудовая пчела, опять поцеловала две запертые двери и, сломавшись на профессиональном поприще, поползла домой.

Автобус со слезящимися стеклами, парное метро, одна остановка пешком, третий этаж, густой домашний запах, детские голосишки в кухне, родное, любимое, знакомое — стоп.

И вдруг баба Оля, как наяву, увидела перед собой полное нежности и заботы лицо Роберта Тейлора.

Назавтра она опять мчалась в тот район пораньше с утра, застала клиентов на дому, собрала с них деньги, завязала еще несколько знакомств на кухнях в тех же коммуналках, приглашая людей выгодно застраховать жизнь и еще по дороге в качестве приза получить компенсацию за все ушибы, переломы и операции, что самое заманчивое, и люди охотно ее слушали, задумывались о судьбе, дело продвигалось, и затем баба Оля опрометью кинулась в знакомый кинотеатр на утренний сеанс.

Там, однако, шел уже другой фильм, детский.

Тем не менее у кассы баба Оля застала одно полузнакомое лицо, вчерашнюю бабульку в каракулевой папахе, еще довольно молодую, бабулька тоже прилетела в этот кинотеатр с утра пораньше и теперь, обездоленная, спрашивала, где висит киноафиша, явно чтобы пробраться в другое кино, где демонстрируется любимая картина.

Баба Оля насторожила ушки, переспросила, поняла суть вопроса и назавтра — только назавтра — в одиночестве засеменила на свидание с любимым и опять вернулась в тот волшебный мир своей другой жизни.

При этом она уже меньше стеснялась других бабулек и в том числе себя, и на выходе видела счастливые заплаканные лица и сама утиралась большим мужским носовым платком, оставшимся ей на память, как осталось ей на память мужское шерстяное белье, так называемое егерское белье, и она поддевала это белье в морозы, а также и кальсоны на ночь, а дочь носила в школу папины клетчатые рубашки под сарафан: надо жить!

— О Господи,— думала честная и чистая как горный хрусталь баба Оля,— что со мной, какое-то наваждение. И главное, эти старухи бегают с сеанса на сеанс, кошмар…

Сама она себя старухой не чувствовала, у нее еще многое было впереди, мало ли: бабу Олю ценили на работе, уважали клиенты, она содержала теперь семью и даже купила детям аквариум и ездила с ними на Птичий рынок за рыбками, надеясь забыть ТО, главное (баба Оля умела управлять своими страстями, умела жертвовать собой, в Тьмутаракани например).

Однако ни фига не вышло, говорила себе баба Оля после очередного посещения клиентов на дому: о чем бы ни говорили, она обязательно снова и снова вворачивала любимое имя, Роберт, название фильма («Мост Ватерлоо») и подробности жизни актеров.

Люди пытались рассказывать ей о своем, а баба Оля опять упоминала, допустим, позавчерашний сеанс и в каком кинотеатре дальше пойдет картина.

Она уже сама чувствовала, что скатывается куда-то вниз, особенно в глазах клиентов, что она уже не так прилежно внимает всем этим историям, не так заинтересованно, как раньше, обсуждает их квартирные интриги, суды, измены, планы, а что она уже слушает все это как бы машинально, кивая и хлюпая носом в поисках носового платка, но что сквозь всю эту дребедень, накипь, пену жизни просвечивает то, главное, муки ЕГО. И, попутно, муки ЕЕ.

И наконец баба Оля окончательно определилась в жизни.
Она плюнула на все условности..."

Читать полностью рассказ Людмилы Петрушевской Моств Ватерлоо и другие рассказы из этого сборника.

В 17:45 по каналу "Санкт-Петербург" будет фильм "Мост Ватерлоо".

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
je_nny
Nov. 5th, 2016 02:40 pm (UTC)
Да, любимый фильм моей мамы!
Был...
hhhhhhhhl
Nov. 5th, 2016 04:40 pm (UTC)
Рассказ Петрушевской отличный - про тех зрительниц и вообще, про жизнь.
zhaba_rosita
Nov. 5th, 2016 04:32 pm (UTC)
Смотрела - впрочем, я весь сборник Вивьен Ли смотрела, так что больше не помню, чем помню... вальс? Вроде да, этот вечер... но вальса не помню.
Помню только то, что всё хорошо начиналось, а закончилось обычной жизнью.
Как-то больше пересматривать не захотелось.
hhhhhhhhl
Nov. 5th, 2016 04:39 pm (UTC)
Да, сказки не получилось.

Всё равно - классика всегда предпочтительней всех этих передач на ТВ и современных лент.
zhaba_rosita
Nov. 5th, 2016 04:45 pm (UTC)
не то слово!
yelya_lenuka
Nov. 6th, 2016 03:50 am (UTC)
Спасибо, что напомнили про Петрушевскую. Замечательный рассказ)
У ней вообще как-то это получается, рассказать про страсти людей обыкновенных...

И фильм хороший)
hhhhhhhhl
Nov. 6th, 2016 11:32 am (UTC)
Правы.
Рассказ - такой сложный жанр, мне кажется.
yelya_lenuka
Nov. 6th, 2016 11:34 am (UTC)
да, в объемном произведении можно развернуться, а в рассказе кжадое слово на вес золота, каждый кирпичик на своем месте.
hhhhhhhhl
Nov. 8th, 2016 08:29 am (UTC)
Юрий Казаков - мастер рассказа. Рекомендую. И по его рассказам сняты киноновеллы, правда, это 60-е. Есть такой фильм "Любить". Там. Тоже рекомендую.
luckyed
Nov. 6th, 2016 06:20 am (UTC)
Люблю рассказы Петрушевской. И пьесы.
hhhhhhhhl
Nov. 6th, 2016 11:06 am (UTC)
Да, она особенная.
Была у вас?
luckyed
Nov. 6th, 2016 01:03 pm (UTC)
Я её читать люблю, а не пение слушать )))
hhhhhhhhl
Nov. 6th, 2016 02:00 pm (UTC)
Я тоже.
Да ладно, пусть.
mila_n_ista
Nov. 6th, 2016 01:15 pm (UTC)
Как же я люблю этот вальс! Про "прощальный" забыла, помню его как "Вальс горящих свечей" (у меня и ноты есть, возвращаясь к разговору о фортепиано :) ). На него положены стихи Бёрнса "Забыть ли старую любовь?..", и, насколько я знаю, британцы по традиции поют эту песню на Новый год.

И фильм хороший.
hhhhhhhhl
Nov. 6th, 2016 02:02 pm (UTC)
Ого, какие подробности. Я не знала. А на YT есть? Не покажите?

Возвращаясь к разговору о фортепьяно, Нина свои сложила в коробку и - на антресоль.
mila_n_ista
Nov. 6th, 2016 03:34 pm (UTC)
Ноты на антресоль - жаль. Хотя к классике, что играла по ходу обучения, я сама редко возвращаюсь.


По-моему, я даже когда-то делала пост с подборкой разных вариантов под Новый год.
Вот, например, с кадрами из фильма:



Или:


Или мои любимые волынки:


Она же проходит лирической линией в "Здравствуйте, я ваша тётя!".

Перевод здесь:
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=17318



Edited at 2016-11-06 03:38 pm (UTC)
hhhhhhhhl
Nov. 6th, 2016 03:48 pm (UTC)
Ух ты! Спасибо.
Да припоминаю что-то, но смутно.
Волынки звучат торжественно.
rider3099
Nov. 7th, 2016 08:42 pm (UTC)
Петрушевская мастер, конечно! Моя мама любила этот фильм... Спасибо, что напомнили, Лена
hhhhhhhhl
Nov. 8th, 2016 08:30 am (UTC)
Все мамы любили этот фильм, о чём Петрушевская и рассказала)
( 19 comments — Leave a comment )