?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда в конце 90-х появился фильм «Чёрная кошка белый кот» все смотрели, даже друг другу советовали. Кустурица насмешил, развлёк типажами в первую очередь, историями внутри сюжета, да ещё Брегович музыкой своей задора добавил.

А вот до «Чёрной кошки…» ровно за 10 лет Кустурица снял фильм «Время цыган». Получил за него Пальмовую ветвь Каннского фестиваля, как лучший режиссёр. И вот это совсем другая история: не смешно и даже не грустно; а драматично и жёстко, но художественно
и в какой-то степени мифологично. И Брегович здесь звучит иначе - пронзительно-печально.



Goran Bregović - "Glavna Tema" from Le Temps Des Gitans.





Главные герои – цыгане, разумеется, и типажи подобраны похожие: добрая бабушка Хатиджа - целительница, то ли колдунья, то ли волшебница, её внук – Перхан - любимчик, внучка Даца, хромая. Есть бестолковый сын - Мерджан, дядя Перхана. Антураж: аккордеон в руках главного героя, быт довольно специфический, дома, даже не дома, а жилища какие-то невообразимые, и солнца в кадре мало. Фильм начинается со слякотной весны, коричневых луж и серого неба, свадьбы, где невеста колотит пьяного жениха, и это задаёт общее настроение.

Перхан обладает способностью взглядом передвигать предметы, что-то от бабушки ему досталось. Он беден, любимую не отдают за него её родители ни в какую, как бабушка не старалась за внука вступиться, и деньгами умасливала, и колдовскими проклятьями пугала. И Перхан отправляется с богатым успешным Ахметом, то ли цыганским бароном, то ли мафиози заработать деньги для себя, для любимой, для родных, построить дом "на итальянский манер" и ещё устроить сестрёнку в больницу в Люблянах, чтобы излечить её недуг. Всё рыдают, прощаясь. Бегут за машиной по дороге, и собаки с лаем дольше. «Люби меня как свои собственные глаза», - говорил он возлюбленной. У самого жестяная коробка со сладкими красными яблочками в дорогу, и солёные слёзы по щекам. Всё. Сладкая жизнь, хоть и бедная, с любящей бабушкой закончилась. А впереди слёзы ещё солонее и горше.

Из цыганского посёлка на окраине Сараево он попадает в цыганскую колонию в Италии.
И вот тут происходит всё не так, как обещал Ахмет, как представлял Перхан. Обман. Просто не укладывается в голове, как возможно такое. То есть бабка сына этого самого Ахмета от смертельного недуга спасает, денег не берёт, просит хромую внучку в больницу устроить. Ахмед обещает, но не исполняет обещанного, даже за спасённую жизнь сына. То есть никаких моральных ценностей. Ничего. Покупают и продают детей. Рабство, насилие. Рожают в поле, буквально, и умирают тут же. Жизнь в замкнутой среде со своей иерархией и законами существования, а порой выживания. Но Перхан усваивает законы этого мира. «После того, как я поймал на лжи самого себя, никому не верю!» Он изворотлив, жесток, умён и хитёр. Иначе не выкарабкаться из плена, не добраться до любимых, не спасти сестрёнку, попавшую в беду. 

Фильм о пути главного героя от наивного влюблённого юноши, который разговаривал с индюшкой, играл грустные мелодии на аккордеоне, до мстительного жёсткого, с определённого момента, приемника Ахмета. О разочарованиях, о потерях. И возвращение безрадостное. И конец истории героя трагичный. И бабушка не ошиблась в своих предчувствиях. Но вместе с тем символичен последний эпизод с сыном Перхана, когда  мальчишка крадёт золотые монетки. И как крадёт.

Не смотря на жёсткую, порой ужасающую абсурдностью действительность, фильм лиричен, сделан
с любовью, знанием темы и невероятной художественной выразительностью. Всё повествование наполнено красочными фантазиями и снами наяву, что придаёт мифическую окраску всему действию.
И музыка Бреговича, стилизованная под национальные мелодии, ведёт героя дорогой взросления, дорогой его непростой короткой жизни.

















Некоторые факты:
-  Сам Эмир Кустурица вырос на окраине Сараево, рядом с цыганским поселком. Приступил к съемкам этого фильма, когда ему было около 30 лет, долго снимал и монтировал, выпустил только в 1989 году.
-  В оригинале название фильмы – «Дом для повешения», (оригинальное название всё-таки точнее международного, ассоциативно напоминая пословицу «в доме повешенного не говорят о верёвке»), но для международного проката было взято название – «Время цыган».
-  Существует телеверсия, продолжительностью 5 часов.

Подробная информация о фильме со статистикой перекрёстными ссылками здесь:
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/63782/
Скачать с дубляжом киностудии имени Горького 1991г. можно здесь:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2853320

В 2007 году Эмир Кусурица поставил на сцене "Опера Бастилия" панк-оперу "Время цыган" - римейк этого знаменитого фильма. Но если для картины музыку написал Горан Брегович, то опера — сочинение трех других музыкантов, в том числе и его сына Штрибора.
Материал на эту тему Газеты «Известия»:  http://www.izvestia.ru/culture/article3105653/
и «Радио Свобода»:  http://www.svobodanews.ru/content/article/402131.html

Этот фильм вспомнился мне в связи репортажами по каналу «Евроньюс» о программе Евросоюза, по поддержке и интеграции цыган в современное общество. Показали деревни в Румынии, где дома каменные, но недостроенные тех, кто на заработках, жалкие вагончики тех, кто не может уехать. Интервью брали у людей разных: парней, мужчин, женщин, вокруг много детей, малышни. Взрослые мужчины и молодые парни особенно рвутся во Францию, потому, что там хорошая одежда на помойках, ещё много батареек и алюминия там же, а женщине с ребёнком подают охотно. Так говорили высланные из Франции и готовые уехать назад. И это спустя 20 с лишним лет, как Кустурица снял свой фильм. Можно конечно, выделять миллионы Евро, если есть, почему не потратить на дело; говорить с пониманием о необходимости вести переговоры со странами, готовыми принять новых граждан и адаптировать их в социальную среду, но главный шаг, самый сложный и, кажется, невозможный это – вырваться из их мира. Хотя, нет, можно, но туда, где не требуются миллионы на интеграцию.

У меня есть один личный момент, связанный с этой темой.
Я выросла хоть и в большом городе, но по сути в рабочем посёлке одного очень военного и очень секретного завода, где все друг друга знали в трёх поколениях. В окрестностях была цыганская деревня. Я это знала. Знала, что нужно избегать, в контакт не вступать, бояться. Периодически взрослые цыгане приезжали на телеге в главный гастроном за продуктами, покупали много всего: макароны, муку, хлеб мешками холщовыми несли. Зимой мы иногда наблюдали цыганских детей на горке. Километра за три по березняку ездили туда кататься; высокий берег реки, что зимой замерзала, собственно, и был горкой. А цыганская деревня располагалась на том берегу за огромным полем, белым и ровным, там чернели домики, совсем крохотными казались, и идти до них так далеко по целине этого поля.
Цыганские дети тоже приходили на горку. Катались в сторонке, но весело, хотя на разных лыжах со сломанными кончиками, и санки такие же у них были - отремонтированные;  всё то, что побросали спортсмены-любители здесь же. Если ломалось что, а чинить нет смысла, проще купить новое. И одеты все были в чёрное и велико. Не то, что мы: в цветных куртках, шапочки лыжные специально. Наряд. Они катались такие нелепые, смеялись, говорили на своём языке. В школах наших не учились, сомневаюсь, что они вообще где-то учились.
Летом иногда приходил табор и вставал в березняке, который называли посадками, кстати, может, потому, что посадили после войны. В посадки запрещалось и нос сунуть, строго-настрого.
Летом однажды в гастроном приехал молодой цыган. Один. Я его видела, красавец, киношный вариант такой: в костюме, брюки в кирзовые сапоги заправлены. Лошадь - рыжая, а грива и хвост – палевые, сказочная какая-то, ещё подумала я. А потом тут же понеслась новость: на переезде цыган попал под поезд. С ним ничего не случилось, а лошадь погибла. Мы кинулись всем двором к переезду смотреть убитую лошадь. Лошадь не помню совсем. Но как рыдал цыган из-за этой лошади: громко, криком, с рёвом каким-то нечеловеческим, лицо мокрое от слёз совершенно, как облили его, качался, стоя на коленях. Я была потрясена. Никогда не слышала и не видела такого плача больше, тем более, мужского.

На этом фильме научилась резать капсы, крупные - мои, остальное из Интернета.
За инструкции спасибо novemba.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
karlson_and_m
Oct. 16th, 2010 11:22 pm (UTC)
Как интересно!
Спасибо за рекомендацию, надо будет обязательно посмотреть. Помню, в свое время, "Черная кошка.." мне очень понравилась
hhhhhhhhl
Oct. 17th, 2010 07:44 am (UTC)
Даже не знаю, совсем совсем другой фильм. Приготовьтесь. Но типажи узнаются.
Мне кажется, что Кустурица вынес на экран эту тему через драматизм, жёсткую реалистичность повествования потому, что была некая потребность освободиться от чего-то. Ведь, невозможно игнорировать факт, что он вырос в такой-же цыганской деревне, значит среде. Без этого фильма и «Чёрная кошка белый кот» не появились бы, я думаю.
По большому счёту, надо смотреть оба фильма.
je_nny
Oct. 17th, 2010 09:03 am (UTC)
Спасибо!!!! Замечательный пост! Я тоже не смотрела Время цыган, хотя мне настоятельно советовали - теперь обязательно посмотрю!
hhhhhhhhl
Oct. 17th, 2010 09:11 am (UTC)
Спасибо, что заглянули. Не мучайтесь поисками фильма. Ссылка на скачивание рабочая, сама отсюда скачивала недавно.
novemba
Oct. 17th, 2010 01:18 pm (UTC)
Здорово написано! Впрочем, как обычно. (я всё читаю!) :)
hhhhhhhhl
Oct. 17th, 2010 01:26 pm (UTC)
О. Приятно. Спасибо на добром слове. Давно мысль эту вынашивала.
А с капсами вчера, не передать моей радости. Всё закончила с постом в начале второго ночи. Восторг такой от собственных технических достижений, и плюс эту тему "закрыла", что покоя не давала.
Уф.
novemba
Oct. 17th, 2010 01:48 pm (UTC)
Дааа, тем более - поздравляю! :)
На главной - Смайли с субтитрами. Видели? :)
hhhhhhhhl
Oct. 17th, 2010 05:24 pm (UTC)
Сбегала. Я kahlan замучила с этим интервью, всё трясла.
Уезжала. Немцы привлекли опять. Театр немецкий такой известный в узких кругах привёз пьесу. Пошла посмотреть, мозг в смысле языка размять. Первый раз. Сложно. Устала вникать. Говорят по-разному, некоторых старичков плохо понимала.
Но вот подвижники, на автобусе из Германии приехать, колесить по городам, вот так нести в немецкий изучающую массу свою немецкую культуру.
novemba
Oct. 17th, 2010 06:19 pm (UTC)
Нууу, здорово! Муж вот рассказывал про британцев. Семья пенсионеров, пекут пирожные, готовят программу и... по университетам, рассказывают иностранным студентам про Британию - волонтёры. Там и язык, и культура, и традиции, и законы. И таких много. Вот такое развлечение на пенсии. Почти как ваши немцы. :)
hhhhhhhhl
Oct. 17th, 2010 06:30 pm (UTC)
Ух ты! Здорово как. И пенсионерам и иностранным студентам.
А мне понравился рассказ Аксёнова про Америку. Читают книгу, роман. Потом собираются у кого-то в доме, пироги тоже несут. Пьют чай и обсуждают прочитанное. Такой клуб литературный. Всё-таки существуют у них такие интересные формы а ля культура.
semargl_bird
Oct. 22nd, 2010 08:23 pm (UTC)
А давно это было? В посёлке?
hhhhhhhhl
Oct. 23rd, 2010 08:24 am (UTC)
Приветствую, неожиданно, а я Вас читаю...

Описание относится к середине 70-х.
Есть история ещё, но уж больно жуткая, решила народ не пугать.
baba_yagada
Oct. 29th, 2010 04:49 pm (UTC)
Спасибо Вам за замечательный пост про один из самых пронзительных и ярких фильмов за всю историю кино и про одно из моих любимейших кинопроизведений !
Это был первый фильм Эмира Кустурицы, который я посмотрела. Уже потом до глубины души впечатлившись увиденным, я открыла для себя "Кошку и Кота", "Аризонскую Мечту", "Андеграунд", "Папу в командировке", "Помнишь ли ты Долли Белл". Кустурица - замечательный художник!! Кстати,в отличие от "Времени Цыган", в фильме "Черная Кошка, Белый Кот" саундтрек не принадлежит Горану Бреговичу. Там все музыкальные темы написаны Неле Каражличем и исполнены группой "Non Smoking Orchestra", в которой играет сам Кустурица.
hhhhhhhhl
Oct. 29th, 2010 05:36 pm (UTC)
Спасибо за отклик. Фильм меня потряс в своё время. Я как раз смотрела его после "Чёрной кошки.." и была ошарашена просто, не ожидала, ничего не знала до просмотра.
А Вы правы, не проверила. Связала и всё. Брегович приезжал в Питер и выступал в БКЗ и с этой музыкой в том числе.
Я ж пост в drugoe_kino.ru отправляю, там читатели зоркие, раскритикуют вмиг. Так что, спасибо, что поправили меня.

Последний, купленный аж на лицензионном DVD, "Жизнь как чудо".
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jun. 2nd, 2011 07:22 pm (UTC)
Неожиданно как Вы зашли. Такой пост старый.
А я и не знала про фильм "Скупщики перьев", погуглю его, интересный факт.
Спасибо.
hhhhhhhhl
Jul. 17th, 2011 02:55 pm (UTC)
Я посмотрела "Скупщиков перьев"... даже не знаю что сказать сейчас.
Эти цыгане, видимо, прочно сидят в моей голове...
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jul. 17th, 2011 10:41 pm (UTC)
Не знают этот фильм. Я вот, не знала. И другие так же. Хорошие фильмы бывают остаются вне поля зрения зрителя, и вовсе не потому, что зритель - идиот.
Петрович понравился очень, но от Кустурицы не откажусь. Буду теперь знать и другим советовать.

Edited at 2011-07-17 10:41 pm (UTC)
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 08:41 am (UTC)
Всё, написала как смогла у себя.
Потом отнесу в сообщество. Кто-то посмотрит.

"Алмаз и Пепел" в кинотеатре смотрела, прямо помню в каком. А про 10-минутный тест хм... да, работает.
( 18 comments — Leave a comment )