?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О Стравинском.

Не возьмусь описывать весть путь к желанию, но ребёнок затребовал «балеринок в белом». Дело было летом в Финляндии, до балеринок - пара месяцев минимум, но обещала клятвенно. Желание нарастало по мере приближения открытия сезона в Мариинке. Что есть «балеринки в белом»? Конечно, «Лебединое озеро». Отправились втроём. Партер забит иностранцами плотняком. Я понимаю восторг и даже разделяю, когда пятьдесят или больше балеринок в белом замирают на сцене рядами, а потом все, как одна каждое движение вместе и вместе с музыкой, то, что с 11 лет тренируют часами изо дня в день на Зодчева Росси – впечатляет. Вспышки фотоаппаратов на протяжении всего спектакля из желания унести с собой, хотя это невозможно, но хочется, поэтому и снимают. Ребёнок был доволен, только возмущён, как же принц не разобрался? Она же тут – в чёрном? Но этих балеринок оказалось недостаточно. Просматривала репертуар в поисках «Шопенианы», выбирала, так как балеты одноактные и возможны варианты.
«Жар-птица» Стравинского вместе с «Шопенианой», вот оно! Надо ребёнка переключить. Не хочу три часа сидеть на «Лебедином озере» ещё раз, при всём уважении к Петру Ильичу. И тут я узнала Игоря Стравинского.

Надо сказать, что Валерий Гергиев, улавливающий современные тенденции, экспериментирующий с новыми технологиями, приглашающий к себе артистов и режиссёров со всего мира бережно и с уважением к авторам восстановил в Мариинке одноактные балеты Михаила Фокина периода триумфа Дягилевских русских сезонов в Париже. То есть в «Жар-птице» художники – Лев Бакст и Александр Головин. Это - «Мир искусства», и эстетическое начало в искусстве – главный приоритет.
Только занавес подняли – другой мир: яркий, сказочный; цвета, линии, костюмы - всё.  Жар-птица - потрясающая - птица-птица такая, пластика - трепетная, экспрессивная. И музыка. Музыка горит, пылает, искры летят прямо на сцену и в зал. Всё так разнообразно по действию и динамике развития сюжета. Экшен чуть ли не. Спектакль настолько ясный, что никакого либретто не надо, мне кажется.

Эскизы костюмов Льва Бакста к балету «Жар-птица».



Стравинский случайно попал в эту постановку, но случай оказался счастливым и определил во многом его будущее. К очередному сезону Дягилев заказал Александру Лядову (в настоящем малоизвестен, но когда я покупала диск с музыкой Стравинского, то на этом диске было несколько произведений А. Лядова) музыку к балету «Жар-птица», но работа не была выполнена из-за плохого самочувствия композитора, и представление оказалось под угрозой срыва. Решение заказать музыку Стравинскому созрело сразу же после концерта, на котором исполнялся «Фейерверк». Дягилев поверил в его редкий дар музыкального живописца.
25 июня 1910 г. — точная дата начала мировой славы Игоря Стравинского, поскольку в этот день состоялась премьера «Жар-птицы» на сцене парижской «Гранд-опера».

Дягилев и Стравинский.


Фрагмент передачи «Царская ложа» Петербурского ТВ о балете «Жар-птица», нечистая сила на мгновение появятся в кадре, понятно откуда Ж. П. Готье черпал вдохновение в работе над костюмами к фильму «Пятый элемент»:



И я переключила ребёнка с балеринок в белом. Окончательно уже со вторым походом на «Жар-птицу». На этот раз в связке с премьерным спектаклем знаменитого «Петрушки», которого давно танцевал Барышников на этой сцене. Я, не видела, но помню ещё ч/б фрагменты передачи какой-то с ним, таким гибким и размашистым в движении. С эмиграцией спектакль был похоронен. Но вот Гергиев восстановил. Это было событием: анонсы по ТВ, репортажи, у меня на руках билеты. Прямо ощущала себя на месте парижской публики; атмосфера премьеры особая и сам спектакль, конечно. Опять были втроём, но в этот раз к нам и ко всем присоединились Плисецкая и Щедрин в Царской ложе.

Для Стравинского интервал между двумя постановками – год, по музыке не знаю, как мерить даже, но стилистически, несомненно, значительно больший разрыв. «Жар-птица» -  скорее фольк; и тематически сама постановка – сказка. «Петрушка» - такая музыкальная смесь; безусловно, что-то народное в мотивах, Римский-Корсаков услышался мне в какой-то момент, но присутствует итальянская мелодичность и отрывистые оркестровки при этом. У Стравинского здесь солирует рояль. Кто знает, может быть, «Петрушка» так и остался бы жить в форме концертной пьесы для рояля с оркестром, если б не Дягилев. Слушая эту музыку, он ее «увидел». Занятна обратная последовательность в возникновении этих двух балетов. Спектакль из жизни людей и кукол, а, по сути, по страстям, в общем-то, из жизни людей. Контрасты не только в музыке. Контраст декорации города с множеством подробностей и кукольного мира гладких стен пустого пространства. Контраст массовки народного площадного гулянья и ломаной пластики кукол. Кроме того, внешний контраст сценической статики «Жар-птицы» и динамики смены сцен в «Петрушке».
Невероятно трогательный Петрушка - смешной и беспомощный, с этим жестом: руками от сердца, а кисти - в рукавичках. Костюм такой - непетрушчатый: белый с ромбами золота линиями. Кукла, как настоящая. Кукольность передана чрезвычайно убедительно. Это бесспорно заслуга Михаила Фокина, как балетмейстера с опытом танцовщика. Иначе не вложить так точно механику кукольных движений в пластику тела. Сцена поединка Арапа с Петрушкой - фантастическая. 
Такие разные спектакли, такая разная музыка, объединяет одно – талант создателей. Смотрится на одном дыхании, и овации в конце. Плисецкая что-то шептала Щедрину на ушко. Аплодировали стоя.

И вот что интересно, балеты Фокина для Русских сезонов в Париже – одноактные. То есть сорок минут и всё. Занавес. Это - нетрадиционный балетный спектакль продолжительностью более трёх часов, что «Лебединое озеро», что «Щелкунчик», к примеру. Такая краткость добавляла зрелищности, мне кажется. И даже не совсем верно называть эти представления балетами. Здесь слишком много от великих художников, это - синтетическое искусство: живопись, музыка, пластика. Понятно, почему публика захлёбывалась восторгом, а русские танцовщицы становились героинями полотен и музами художников в те годы.

Эскиз декорации.


Фрагмент передачи «Царская ложа» Петербурского ТВ о балете «Петрушка», именно об этой премьере, очень интересный момент, связанный с режиссёром Гари Кристом:



Но по-настоящему Стравинский ошеломил меня 31 декабря 2009 года. Здесь тоже есть точная дата. Никуда не смогли уехать, и я решила начать праздновать Новый год с Гергиевым и Стравинским. Вот устраивает Гергиев такие внерепертуарные представления. То есть 31-го стоит в афише Игорь Стравинский, как для меня специально, причём в моём любимом Концертном зале Мариинского театра. (Вот здесь его описывала и фото есть http://hhhhhhhhl.livejournal.com/15521.html). Я даже в программу вникать не стала, мне было достаточно имени композитора, заказала билеты. Пребывала в приподнятом настроении несколько дней до. Я же знала как всё нарядно, празднично  внутри, кроме всего прочего: холлы с окнами в пол, и огни города ночного за стеклом (Белые ночи летом превращаются, между прочим, в короткие дни зимой), мороз и снег там, ёлки и шампанское – пузырики в нос здесь, зал амфитеатром и места в четвёртом ряду с краю всегда. А тут ещё после третьего звонка заходят Плисецкая с Щедриным и садятся за мной (5 ряд с краю – места администрации), то есть буквально - в спинку моего кресла тык тык своими ногами великой балерины. Безумная соседка справа от меня пыталась шумно взять автограф, не имея ни ручки, ни программки. Ручку я дала, но расписываться на чём попало Плисецкая отказалась. Тётя настаивала. Щедрин вступился. Вот ведь, дикость, ужас, мне было неловко. Хотя я держала нейтралитет. Плисецкая с улыбкой в итоге расписалась мне моей ручкой на моей программке. Я выглядела приличным человеком на фоне сумасшедшей поклонницы или не поклонницы, а просто сумасшедшей. (У меня-то, между прочим, виниловая пластинка с «Кармен-сюитой» Щедрина и Плисецкой на обложке 1980 г. имеется. Знала бы, захватила. Это – не программка). Хорошо вышел Гергиев и началась музыка. «Свадебка».

Именно «Свадебка» меня потрясла. Чего стоит состав: четыре рояля, ударная группа, причём фортепьяно трактуется тоже как ударный инструмент в данном случае(!!!), то есть инструментальный ансамбль состоит исключительно из ударных и хор с солистами. Начало – соло меццо-сопрано. Вокал до того необычный не похож даже на пение, гортанные звуки - голошение невесты, под эти рояли, не описать не передать. Музыка обрушилась буквально на меня.  Потом жених и мужская группа хора вступила скоморешьими напевами, фууу, ослабили струну. Тембры - звонкие острые; пение – терпкое, порой архаичное. Невероятно сложные гармонии. По сути это – сюжетная история: У невесты, У жениха, Проводы невесты, Красный стол. Вот концовка – настоящий разгул, стихийные эмоции, картина буйного свадебного пира. Я сидела просто припечатанная к креслу, музыка будоражила, будто забравшись внутрь меня, физически не то чтобы слышала, ощущала её плотную, мощную.
Написано сто лет назад, при этом полное ощущение, что присутствую на каком-нибудь АРТ-фестивале современного искусства, постигаю абсолютно новую музыкальную форму.
«Свадебку» сочинял уже в эмиграции в 1922-23 г.г. в Биаррице, (вот не зря там Аксёнов осел позже. Что-то есть притягательное в этом месте, видать). Пересмотрела массу информации об этом произведение, да, вытекает из того, из другого, но любое описание с точки зрения теории музыки - не то. Я чувствую какой-то колоссальный напор, невероятно сложную эмоцию в музыке, горечь переживания разрыва с Россией, может быть, вот это - навсегда, осознание того, что навсегда. (Вначале 60-х  Стравинский приезжал в Ленинград, и даже состоялись концерты в Филармонии, но тогда в 1922 г. он же не знал, что это станет возможным). Голошение невесты. Даже смысловую связь улавливаю. По сути, на Руси в это песнопение вложена печаль расставания с молодостью и с отчим домом. Вся «Свадебка» как крик души Стравинского, образно, конечно, и субъективно.

Умышленно не размещаю фрагмент «Свадебки», а такой рассказ, к сожалению, на английском, но музыка прорывается, показывает себя. Нет фрагментов из Маринки, всё остальное не хочу.



Были ещё Кантата «Звездоликий» на стихи Константина Бальмонта - совсем другая музыка, привычная слуху и концептуальный «Царь Эдип», который исполняется на латинском языке (Это уже 1927г. то есть через 5 лет после «Свадебки» и – латынь и скорее традиционная музыкальная форма), но либретто в начале каждой части читал артист театра Комиссаржевской. Так и не знаю, чья задумка автора или Гергиева, но когда весной в городе оказался Депардье, то в «Царе Эдипе» читал он, на французском, разумеется. Всё. Больше этой программы не было. Абсолютно разовая акция, но сколько репетиций, сил, энергии, времени всё это требует, сужу, как дилетант, конечно. Это исключительно заслуга Гергиева, такие представления возникают часто, хотя Мариинка – репертуарный театр.

Я считаю себя счастливым жителем этого города, поскольку моё время совпадает с периодом, когда Валерий Гергиев - талантливый музыкант и организатор, что само по себе является редким сочетанием, руководит Мариинским театром.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
je_nny
Nov. 18th, 2010 09:00 pm (UTC)
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Просто диссертация!
Спасибо!
hhhhhhhhl
Nov. 18th, 2010 11:10 pm (UTC)
Не поверите. Больше месяца ношу в голове эту мысль, этот пост. Сначала было устойчивое желание - написать о нём, о своих открытиях, это всё, события годичной давности. Вернее не так: "Жар-птица" была осенью 2009, потом "Свадебка" в Новый год, а весной 2010 - премьера "Петрушки". "Свадебка" до сих пор во мне звучит.
Не пугайтесь только, ещё будет вторая часть.
И спасибо за отклик. Всё-таки так длинно:))
rekaoka
Nov. 19th, 2010 01:03 pm (UTC)
Такие зрители-слушатели, как вы - чудо.

А почему программку с автографом не показали здесь?
hhhhhhhhl
Nov. 19th, 2010 01:18 pm (UTC)
Да как-то неловко. Но сосканирую, вставлю в коммент лучше. Ждите минут 15.
Спасибо, что зашли и прочитали.
Открывать - радость не меньшая, чем от музыки, от соприкосновения с настоящим искусством. Столько души их вложено изначально во всё, в этот первый посыл к зрителю, до сих пор чувствуется. Я во всяком случае, чувствую.
Пошла включать второй комп, что к сканеру пристёгнут.
(Deleted comment)
(no subject) - rekaoka - Nov. 19th, 2010 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 19th, 2010 03:52 pm (UTC) - Expand
karlson_and_m
Nov. 20th, 2010 08:54 pm (UTC)
Какое исследование :)
Как интересно все это читать и смотреть. Спасибо.
hhhhhhhhl
Nov. 20th, 2010 09:05 pm (UTC)
Изучайте, если будет время. Я ещё второй частью вдохновилась. Но надо время, к сожалению, не хватает ни на что...
twenty_25
Nov. 21st, 2010 05:48 am (UTC)
Замечательно и вдохновенно написано!:) Как раз для таких, как я, кто не имеет возможности увидеть или услышать эти вещи в вашей любимой Мариинке. Зато может насладиться вашим впечатлением.:) Как будто рядом с вами в зале посидела. Спасибо.:)
hhhhhhhhl
Nov. 21st, 2010 09:12 am (UTC)
Спасибо. Я думала о Вас, когда писала, хотя донести впечатление трудно, всё-таки музыка. Но фрагменты из передач, как подарок всплыли на YouTube. Нет смысла грузить читателя просто фрагментами балетов. И потом не могу воспринимать другие театры после Мариинки, диссонанс с текстом, с впечатление в тексте. А тут артисты те же, что у меня в программке! Представляете, какой достоверный материал, кроме всего прочего (Хвалюсь, но я реально это всё делала неделю!) И рассказ такой всё же интересней, чем просто фрагмент, на мой взгляд.
Я так вдохновилась Стравинским, что задумала о нём рассказ в двух частях:)) Будет ещё пост.
(no subject) - twenty_25 - Nov. 21st, 2010 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 21st, 2010 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - twenty_25 - Nov. 21st, 2010 09:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 21st, 2010 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 21st, 2010 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - twenty_25 - Nov. 21st, 2010 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 21st, 2010 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - twenty_25 - Nov. 21st, 2010 10:20 am (UTC) - Expand
Вспомнила! - hhhhhhhhl - Nov. 21st, 2010 10:16 am (UTC) - Expand
brother83
Dec. 7th, 2010 03:03 pm (UTC)
Вот нашел новое интервью Ульяны Лопаткиной, где она ответила на многие вопросы о своей жизни и жизни в балете. Если кого заинтересует, то вот ссылка - http://www.videoportal.su/video/view-video/741/ulyana-lopatkina-o-tom-kak-napolnyatsya-silami.html
hhhhhhhhl
Dec. 7th, 2010 03:06 pm (UTC)
Спасибо за внимание и за ссылку, загляну непременно, с удовольствием.
hhhhhhhhl
Jan. 28th, 2011 03:58 pm (UTC)
Барышников - Петрушка!!!
yelya_lenuka
Jan. 11th, 2012 11:15 am (UTC)
Re: Барышников - Петрушка!!!
гениально

искусство - это, когда ты сам живешь этим Петрушкой, сочувствуешь, сопереживаешь, и каждый нерв дрожит, когда он дергается...
sandy_cat
May. 7th, 2012 08:53 am (UTC)
Очень интересно!
hhhhhhhhl
May. 7th, 2012 09:01 am (UTC)
Вэлкам.
:))
nathalie_pcr
May. 23rd, 2012 07:37 am (UTC)
очень интересно! Спасибо!
только одно, прошу прощения: перед эскизами костюмов написано Александр Бакст, а он же Лев)
hhhhhhhhl
May. 23rd, 2012 07:39 am (UTC)
Батюшки, глюк в мозгах. Конечно, Лев. Спасибо. И как Вы набрели-то на эту старую запись.
( 34 comments — Leave a comment )