?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Красиво. Каждый кадр и весь фильм. От титров на чёрном фоне узорами калейдоскопа, и даже интерьер первой сцены возникает из геометрии узора, и до финального кадра – фотографии Стравинского - чёрно-белая в рамке и интерьер чёрно-белый.
История обычная: роман свободной женщины и мужчины, связанного обязательствами перед семьёй. Но герои – необычные: гениальный композитор, слава к которому пришла именно в Париже с премьерой «Жар-птицы» в 1910 году и великая законодательница моды ХХ века.

 ККККККККККККККК

Послетали все капсы. Не могу найти в архивах, сори, брать просто картиночки из сети не хочется, тогда я выстраивала кадры так, чтобы перел=двть стилистику удивительно красивого визуального ряда. Но фрагмент видео, что вырезала из фильма, сохранился, его и перезалила сегодня 16.07.2017.

Начало фильма – провальная премьера «Весны священной». Факт известный, в биографии Стравинского описанный, но как показан в фильме. Атмосфера премьеры: возбуждение публики, последние репетиции танцоров, наставления балетмейстера; сомнения музыкантов: «Как это играть?» Наставления дирижёра: «Просто смотрите на меня».
Стравинский – невозмутим, внешне во всяком случае. Его проход по закулисным коридорам узким, мимо всех, (так же Коко Шанель будет идти в конце фильма мимо публики в свою ложу) высокий, молодой, красив и талантлив. Идёт в зал. Это 1913 год. Мужчины во фраках, веера в руках женщин, изящество публики самой. Разговоры, шепот. Только Коко Шанель - спокойна, сидит прямо, готова не просто слушать и смотреть, но постигать. И гаснет свет.
И на публику, воспитанную теми же Дягилевскими балетами, обрушиваются бешенные ритмы новаторской революционной в музыкальном и прочих смыслах «Весны священной».

«Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) Стравинского всегда рассматриваются в единой связке.    Если «Жар-птица» еще несет отзвуки прошлого, то «Петрушка» уже смотрит в будущее. «Весна священная» - вестник перемен в его музыке. (Понятно откуда взялась «Свадебка») Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом концертном исполнении этого сочинения под управлением Пьера Монте в зале Casino de Paris. На этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию.
 
Музыка насыщена диссонансами, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, ошарашивает, по-моему, даже современного зрителя. Скрипки не ведут мелодию, смычёк бьёт по струнам, кадры сменяются в ритме музыки – фаготы и трубы рядами. Напор невероятный. А на сцене – языческая Русь, вместо танцовщиц в пачках – рубахи до колен, за колено, медвежьи шкуры, прыжки. Темп в музыке нарастает, непонимание на лицах зрителей, возмущение в зале, словно подстёгиваемое самой музыкой. Крики: «Прекратите, это – возмутительно» и восторженное: «Браво!» Борьба за рубильник, свет в зале, то включается, то опять гаснет. Танец, не смотря ни на что, продолжается. Сцена премьеры длится минут двадцать. Невероятный эмоциональный накал. Вот он – Стравинский – герой фильма, герой её романа. И Коко Шанель  осознаёт, какая личность, какой музыкант стоит за этой, возможно, недоступной для её понимания музыкой. 

И как контрастно, неспешно, порой статично, но удивительно красиво – последующее повествование, где каждый кадр наполнен её стилем и его музыкой; наполнен любовью, любовью чувственной, любовью к музыке, любовью к искусству.

Коко Шанель – независимая, свободная. «Вы испытываете стыд?» «Никогда!» Жёсткая с девушками у себя в офисе. Встречают её за дверью салона по стойке «смирно», как солдаты. Следует проверка внешнего вида. Короткие замечания – плохо, вульгарно, хорошо. Раскована с мужчинами и очаровывает их своей красотой. 

Предложение Стравинскому – переехать в её загородный дом, чтобы иметь возможность работать в спокойной обстановке не несёт в себе, вроде, никаких вторых смыслов. Гений в эмиграции и покровительство богатой француженки. Семья Стравинского переезжает, и мы попадаем в мир Коко Шанель. «Вы не любите цвет, мадам?» «Кроме чёрного». Чёрный и белый. Геометрия чёрных линий по белому – фантастическая, художественная, искусство. В её мире есть вкус и стиль. Интерьеры её дома сами по себе – объект для рассматривания, изучения деталей. И кадр такой зачастую – чёрный, т.е. затемнённый до максимально возможного, до глубокого чёрного. Но так талантливо выстроен по освещению, что нет за ним пустоты, этого ничего. Здесь чёрный это – цвет – основной в её стиле, главный в кадре. И отражение в зеркалах множится. А ещё противопоставления. Визуальный ряд - кадры противопоставлены один другому, так же, как и миры этих героев. «Вы – не художник, а продавец тканей». 

Её попытка его понять. Её готовность ему отдаться. Его желание – обладать. И сцены их близости так красивы: обнажённые тела на белом полу с квадратами чёрных линий, на белом покрывале кровати с изгибами чёрных линий растительного узора. Она меняет цвет одежды на белый. В его музыке появляется больше страсти. 

В доме – семья, дети. Жена болеет, страдает, мучается. «Я просыпаюсь утром, и чувствую запах гнили… моё тело разлагается, я словно умираю». Ужас невозможности удержать любимого мужа. Она аккуратно переписывает ноты. Ей не выдержать это соперничество сейчас здесь. Она уступает.

Роман и неизбежный разрыв Коко Шанель и Стравинского дали миру CHANEL №5 и новую музыкальную моду. Её успех в бизнесе. Его триумф в музыке. И воспоминания до конца дней.



Я не эксперт и не могу точно сказать, что он сочинял в этот период.
Предполагаю, что Стравинский сочинял «Свадебку» просто ничего не может больше ТАК звучать, насколько я могу услышать по коротким музыкальным фрагментам. И вот ещё:
Я полагаю, что это лучшее сочинение Стравинского. Оно проникает в глубины душевного существования, в толщу чувственного  инстинкта - и все это в завораживающей форме ритуала; поразительно соединение человеческих голосов - поющих, причитающих, стонущих, вопящих - с ударными инструментами (считая четыре фортепиано), механически отстукивающими время бытия... Уникален каждый такт этого сочинения, и если есть на свете музыка, подобная явлению природы, то вот она.
             Леонид ГАККЕЛЬ*

Стравинскому повезло, что революция пронеслась мимо. Это не значит, что он не испытал потрясения, но он хотя бы не окунулся физически в этот ужас, как Рахманинов. Стравинский жил во Франции, но удачно уехал в Америку до входа фашистов в Париж. Ему посчастливилось посетить Ленинград в середине 60-х и в филармонии состоялись его концерты. Ему выпало счастье испытать страстное чувство к выдающейся француженке, провести эти месяцы, почти год со звездой и легендой.
Стравинский прожил долгую жизнь, и творчество его делится на периоды, музыка, действительно, разная. Не хочу читать тут лекции по истории искусства, но не могу не поставить это танго для фортепьяно:



*Здесь биография Стравинского, подана необычно: Время. Место. Дар. http://www.idelo.ru/248/26.html

Это видео – не трейлер, это - рассказ о работе над фильмом с интереснейшими фактами, как, например, работа Карла Лагерфельда над костюмами Коко Шанель.



- Фильм поставлен по роману Криса Гринхолфа «Coco and Igor», изданному в России под названием «Вилла «Бель Респиро». Шанель и Стравинский: История любви».
- Примечательно, что исполнительница роли Шанель, Анна Муглалис, на протяжении шести лет была лицом аромата Chanel Allure.

Информация о фильме, есть трейлер: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/385271/

Скачать фильм с профессиональным (многоголосым, закадровым) переводом можно здесь:  
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3060938

Мой пост о музыке Стравинского, балеты - "Жар-птица" и "Петрушка"; "Свадебка": http://hhhhhhhhl.livejournal.com/33641.html

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Nov. 26th, 2010 08:26 pm (UTC)
Неее, основное образование - очень техническое.
А фильм просто красивый помимо всего прочего. Столько капсов поместила, а сколько отложила. Там каждый кадр на фотовыставку в АРТ-галерею просится. Хотя нет, в фильме сильнее впечатление, страсть и музыка к картинке.
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Nov. 26th, 2010 08:42 pm (UTC)
Танго послушайте и прочтите первый пост про Стравинского, ссылка в конце, картина будет полной.
И спасибо за отзыв. Приятно, честно. Да Вы сами знаете...
motyletsve
Nov. 26th, 2010 08:26 pm (UTC)
Мне довелось посмотреть этот фильм. Было двоякое ощущение от него: пустота и куча эстетики. Очень понравилась актриса, игравшая Коко Шанель, очень красивая.
hhhhhhhhl
Nov. 26th, 2010 08:40 pm (UTC)
ИМХО, как пишут в интернете и см. коммент ниже, там немного объяснила.
motyletsve
Nov. 26th, 2010 08:51 pm (UTC)
Я согласен с Вашим мнением) Пустота не есть плохо))
je_nny
Nov. 26th, 2010 08:35 pm (UTC)
Просто энциклопедический охват темы! Спасибо! Ваш пост надо целый день изучать, рассматривать, читать и восхищаться!!!!
Не устаю Вам удивляться!!!
hhhhhhhhl
Nov. 26th, 2010 08:39 pm (UTC)
Я увлечена музыкой Стравинского. Если бы не он, даже не стала бы смотреть. Я писала про "Свадебку" не видя фильма в предыдущем посте про него. А тут... Даже не знаю как описать. Я испытывала невероятный эмоциональный подъём и до сих пор, хотя неделю пост пишу (на Лори только отвлеклась). Из-за "Свадебки", что меня потрясла почти год назад. А это, как новые открытия, более глубокие познания, пласты, пласты про тоже. Смотрите. Красиво и чувственно.
elena_lezhnina
Nov. 27th, 2010 11:30 am (UTC)
Я видела этот фильм и готова подписаться под каждым словом motyletsve. Пост грандиозный!!!
hhhhhhhhl
Nov. 27th, 2010 04:17 pm (UTC)
Спасибо, что заглянули. Ещё один фильм, который мы с Вами не сговариваясь посмотрели:))
twenty_25
Nov. 28th, 2010 04:09 pm (UTC)
Видимо, Стравинский и в самом деле был потрясающим мужчиной, раз уж сама Коко не устояла.:)
Мадам Шанель я буду вечно благодарна не за маленькое черное платье, которое, конечно, пребудет в веках, а за активную популяризацию дамских брючек.:) Пользуюсь изо дня в день и не устаю радоваться, как удобно. Мужская половина человечества по этому поводу не слишком радуются, ну и пусть. А то вишь, удумали, все самое удобное - себе.:)
И присоединяюсь ко всем предыдущим ораторам, рецензия отличная.:)
hhhhhhhhl
Nov. 28th, 2010 04:15 pm (UTC)
О! Рада Вас видеть у себя. А я ещё пребываю в фантастическом состоянии. Объясню. Я первый пост писала НЕ видя фильма, хотя знала, что буду его смотреть и писать, как 2 часть про Стравинского. Так вот. "Весна священная" это продолжение Балетов из предыдущего поста и "Свадебка", что взбудоражила меня почти год назад вот здесь и всё как дополнительное раскрытие темы так восхитительно легло, не нарадуюсь прямо.
А платье у меня такое есть. Даже не скажу сколько ему лет. И вот на Гершвина в Концертный зал Мариинки неделю извленкла его, одела и пошла, как новенькая.
Про брюки и говорить нечего. Вы тут абсолютно правы.
hhhhhhhhl
Nov. 28th, 2010 04:16 pm (UTC)
И сама Коко была инициатором, как следует из фильма, во всяком случае. Она буквально, предложила себя.
Послушайте танго, вот о нём...

Edited at 2010-11-28 04:17 pm (UTC)
twenty_25
Nov. 28th, 2010 04:41 pm (UTC)
Да, послушала, спасибо.:) Как-то перестали рождаться мужчины, которые восхищались бы красотой сложных и сильных женщин и не боялись бы их любить.:)
hhhhhhhhl
Nov. 28th, 2010 04:55 pm (UTC)
которые восхищались бы красотой сложных и сильных женщин и не боялись бы их любить.:)*

О! Да. Как точно Вы сформулировали. Это печально наблюдать. Особенно сильным женщинам из своего одиного окопа, везёт единицам.
( 14 comments — Leave a comment )