?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О выставке «100 цветных ксилографий Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте услышала по радио «Эрмитаж», на эту частоту настроена первая кнопка приёмника в машине. Играют исключительно джаз, никаких новостей, мало рекламы и та чаще о выставках и фестивалях. Место проведения меня, правда, смутило – Арт-Центр «Перинные ряды» на Думской.

В начале капитализации всего выстроили на Думской улице вдоль Гостинки павильнон с торговыми площадями. Не была ни разу. Хорошо ещё с Невского этот новострой старое здание прикрывает. Ну, есть там ужас, в глаза не лезет, ладно; места съедает парковочные, жаль. А с другой стороны - обычное дело. Такие вырастали на бульварах. То есть народ-то гулять продолжал, только не по дорожкам в тени лип, а вдоль витрин.

В Интернете поискала информацию, не поверила любимой радиостанции. Да. Есть такая выставка. С «Божественной комедией» у меня своя история, а тут Сальвадор Дали. Иду.
На улице рекламы никакой, двигаюсь как на секретное задание, да ещё и дверь, на которой вывешен-таки плакатик, заперта! Звонить. Странная выставка какая-то. Но оказалось всё правда: приветствия, гардероб, билет, лифт на второй этаж; дверь распахивается и – в зал с музыкой и стендами, где очень грамотно по освещению и в пространстве размещены работы, каждая - в портфолио и под стеклом, но не бликует. И места для отхода достаточно, и плечом никто не напирает. Приятно. (Пикассо был выставлен в Эрмитаже ужасно, хотя и любовалась, но осадок остался. Про Пикассо у меня тут: http://hhhhhhhhl.livejournal.com/15945.html)

Каждая ксилография имеет свое название, данное самим Дали. Но арт-директор проекта сопроводил иллюстрации текстами из книги Данте. Замечательно как. Такой синтез живописи и поэзии, что делает каждую из 100 «песен» «Божественной комедии» более понятной в видении Сальвадора Дали. Описывать эти работы невозможно и бессмысленно. Я не большой знаток. Имею некоторое представление об авторе, но всё-равно неожиданно, хотя моментами художник, его неповторимый стиль здесь узнаваем, конечно. Оказалось я хорошо помню «Ад», который  у Дали почти весь на светлых фонах, но тем не менее это – Ад. Просто сжимается всё внутри. И линии тоньше человеческого волоса, и точки микроскопические, и фигуры в перспективе величиной миллиметрами, но так тщательно исполнены, вглядываешься как в чудо в изображение, в героев и образы, где страдание, мука и ужас. А дальше – Чистилище. Какое невероятно сложное цветоизложение, насыщенность и прозрачность одновременно, сочетания красок противоречивые и странные, с массой переходов по тону на крошечном фрагменте в сантиметры. И ангелы в Раю из ниоткуда возникают на листе, где божественное, где простор и воздух. 

Но не меньше, чем сами работы поразил меня процесс создания. То есть я читаю:
Серию акварельных иллюстраций для юбилейного издания "Божественной комедии" итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной акварели к каждой тысяче строк поэта. В дальнейшем, по заказу французского издателя Жозефа Форе, эта серия была воплощена в графике, что потребовало 55 месяцев упорного труда и 3 тыс 500 деревянных досок для изготовления 5 тыс гравюр. До сих пор считается, что они обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи.
Кстати, доски потом были сожжены.

Я понимаю технологию, как человек в детские годы в рамках внешкольного учебного процесса резавший форму для последующего графического оттиска. Я представляю принцип смешения красок и печати, как человек имеющий опыт работы, связанный с полиграфическим производством, но не могу увязать технические приёмы с тем, что вижу на этих иллюстрациях. Мне не хватает воображения представить себе, как возможно пускай по эскизам, что, безусловно, помогают воплотить замысел, перенести его на бумагу, пускай специальную и качественную, пускай лучшими красками, но вот так через многоэтапную проработку поверхности формы из древесины со всеми свойствами этого материала – волокнистость и впитываемость, например; через её подготовку покрытие и последующие оттиски, чтобы спустя десятилетия созерцая, зритель испытывал ощущение соприкосновения с вечным.

В настоящее время местонахождение акварелей Сальвадора Дали неизвестно. А 100 ксилографий подобраны из частных коллекций специально для выставок в музеях 15 городов России в 2010-2011 годах. Выставка уже побывала в Калининграде, Твери, Воронеже, как я высмотрела в Интернете. По этим работам Дали вообще практически нет информации, живопись да, пожалуйста, но не ксилографии.

Вот жалкое подобие увиденного мной в паре кадров из сети.

                               

                       

А вот откуда Данте.
Когда кончился Советский союз, в начале 90-х стало очевидно, что инженеры не нужны. Возникали СП – совместные предприятия, то есть с участием иностранного капитала, Siemens тогда открыл своё представительство. Меня такие как раз и привлекали, может, как что-то запрещённое, поскольку в моём ВУЗе со студенческим билетом каждый получал форму допуска. Я взялась тогда улучшить немецкий. Поступила в Иняз. вечерний и платный. За «пятёрки» давали скидку 25% - наоборот, от системы Высшей школы рухнувшей страны, где за «пятёрки» к стипендии добавляли 25%. Свои 25% я имела всегда. На тот момент платная система давала возможность приглашать хороших педагогов из Университета, например. Приглашали лучших, стало понятно сразу. Столько лет прошло, я помню эти лекции, особенно по Истории Западно-Европейской литературы.

Она приходила впритык, немного запаздывала, открывала дверь и входила, уже произнося текст лекции. Мне лично было безумно интересно. Я пропустила только одну лекцию «Фауста» Гёте. За три её семестра книг прочла больше, чем за всю свою предыдущую жизнь. Правда.

И был Данте. Я помнится читала читала его и чтоб не упустить не забыть нюансы стала рисовать схему, по-инженерски подошла к вопросу. И «Божественная комедия» досталась мне на экзамене. Я гоню без пауз текст своего ответа и чувствую, мой любимый педагог смотрит на меня с интересом особым, то есть приятно, когда студент так ориентируется в материале, не упускает детали, всё до мельчайших подробностей, но есть во взгляде её что-то ещё, недоумение что ли. Блестяще, блестяще, но как? Да так, очень просто, по схеме. Какой схеме? Да я нарисовала, вот, мол. И тут я вижу, то, что называется «у человека глаза полезли на лоб». Запросила страничку. Ну, я вырвала из тетради «Чистилище», отдала. «Ад» себе оставила на будущее, чтоб ориентироваться там, в темноте как-то потом, подумала, наверное. «Рай» не рисовала. Конечно, я получила «пять», тем более что второй вопрос был Рабле - «Гаргантюа и Пантагрюель», что мне полюбился, да ещё в комплекте с Бахтиным, которым я зачитывалась одномоментно и цитировала на экзамене абзацами. Короче, я была увлечена.

И вот на выставке вдруг такая удивительная визуализация, уложенной когда-то в схемы поэзии Данте.

Сама схема.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
je_nny
Jan. 12th, 2011 05:07 pm (UTC)
С возвращением!!!
И сразу - такой пост! Очень интересно! Хотя (шепотом) не люблю Дали...
Без Вас что-то грустно было! Не пропадайте!
:)))
hhhhhhhhl
Jan. 12th, 2011 05:18 pm (UTC)
Всё, я здесь. Две недели без Интернета, только спецвылазкой на машине до бензозаправки ближайшей.

Тут дело не только художнике, а всё вместе, да ещё с моей историей из прошлого. На самого Дали и не ломанулась бы накануне отъезда вместо того, чтоб чемодан собирать.
mend_or_end
Jan. 13th, 2011 12:33 pm (UTC)
Отличный пост, сильный! Вытолкнул меня из череды мрачных мыслей.
hhhhhhhhl
Jan. 13th, 2011 03:14 pm (UTC)
Ой, неожиданно, но рада, что вот такой отклик нашёл у Вас мой текст. Я-то сомневалась, постить ли, хотя написала почти сразу.
mend_or_end
Jan. 13th, 2011 12:41 pm (UTC)
Билет 250р - дорого, мне кажется.(
hhhhhhhhl
Jan. 13th, 2011 03:20 pm (UTC)
Согласна, дороговато, но это всё из частных коллекций и галерея - частная, не музей, который может выделить пару залов у себя. Хотя, если загляните в мой пост про Пикассо, как я на него пробивалась, поразитесь чего мне этот проход в Эрмитаж стоил.
И спасибо за Ваш отклик.
twenty_25
Jan. 13th, 2011 05:58 pm (UTC)
Замечательный рассказ! Я вот как раз Дали люблю и с удовольствием побывала бы на такой выставке.
А ваша схема дантова ада впечатляет, да.:)
hhhhhhhhl
Jan. 13th, 2011 06:34 pm (UTC)
Удовольствие получили бы точно. Это же по сути иллюстрации чуть меньше А3 формат. Прямо так захотелось иметь каталог и поразглядывать ещё дома за столом, но нет. Я б не пожалела денег.
Помните, как О. Бердслея я листала медленно, вот такое же возникло желание.
А со схемой я уж отличилась, конечно. Тетрадки с лекциями сохранила, а лет 15 прошло...
rekaoka
Jan. 16th, 2011 11:10 am (UTC)
Ага, теперь ясно, что за Рай и Ад:)

Спасибо огромное, и особенно за рассказ о себе, - я очень вас представила с этой схемой (потрясающе!), с чтением.
hhhhhhhhl
Jan. 16th, 2011 02:56 pm (UTC)
Спасибо, что заглянули.
А со схемой, да... вот так я обошлась с великим произведением, о, знал бы Данте... ужаснулся бы:))
rekaoka
Jan. 17th, 2011 06:25 am (UTC)
Да ладно, сам небось рисовал-чертил-соображал, когда творил :)
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2011 06:53 am (UTC)
Ха, вполне мог, а мне в голову не приходила такая мысль:))
А третий Золотой Глобус Лори не дали:((
Пойду и напишу всё равно что-нибудь про него...
motyletsve
Feb. 4th, 2011 08:03 am (UTC)
Прекрасная статья, особенно она хороша в ассоциации с личным опытом и воспоминаниями. Очень здорово распределено по времени, очень объемно!) Спасибо!)
hhhhhhhhl
Feb. 4th, 2011 08:26 am (UTC)
Батюшки, Вы тут. Спасибо за отклик.
Она ж старая вроде, мне казалось Вы видели, помогли мне ошибку поправить. За что отдельно благодарю.
А я ту помирая от гриппа (поэтому и молчу, хотя всё видела у Вас) возбудилась от новой школьной реформы.
motyletsve
Feb. 4th, 2011 08:29 am (UTC)
А где ж мне быть!))) Выздоравливайте!!! Да у меня тут выдался незапланированный выходной, и я внимательно прочитал Вашу замечательную статью, мне понравилось еще больше! )
east_lake
Feb. 25th, 2011 02:10 pm (UTC)
О, точно-точно, демон похож очень.
И, если я не ошибаюсь, такая же тема с ящичками была у него еще где-то воплощена. Т.е. это у него из того же ряда символ, что слоны на комариных ножках или бабочки.
Спасибо, не знала про его работу над Комедией.
hhhhhhhhl
Feb. 25th, 2011 02:14 pm (UTC)
Ну вот я Вас заманила. Да, там есть такие моменты из образов с его полотен. Хотя это стиль художника, наверное.
А я сама не знала, случайность:))
east_lake
Feb. 25th, 2011 02:32 pm (UTC)
И масштабы работы, им проделанной, поражают воображение, конечно %%
Он настоящий перфекционист был...
hhhhhhhhl
Feb. 25th, 2011 03:14 pm (UTC)
Вот Вы ощутили...
Я даже охватить не могу воображением, умом, при наличии знаний, как я пишу, масштаб работы. И по впечатлению этот момент готова приравнять к своим впечатлениям от ксилографий.
( 19 comments — Leave a comment )