?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хотела написать ещё к 1-му сентября, но не справилась. Теперь вот пишу в контексте нового образовательного стандарта для школьников старших классов. Интонация, видимо, получится иная, чем в несостоявшемся посте ко Дню знаний.

Суть нового образовательного стандарта в том, что образование делится на базовое и профильное, причём только второе позволяет получить подготовку необходимую для поступления в ВУЗ, при этом профильный уровень становится платным. Дети делятся соответственно. Подробнее изложено у bird тут: http://semargl-bird.livejournal.com/91517.html

Когда доучились до физики,  заволновались. Была в школе учительница, что научит, и знать будешь, но и три шкуры сдерёт. У другого - всё полегче и попроще во всех смыслах. За шкуру не боялась, интуитивно хотелось к первой. Она взяла наш класс и «В».
А вот первый урок физики в 9 классе начался неожиданно, примерно таким монологом:
Большинству из вас физика не нужна, выйдете из школы и забудете. Но среди вас есть те, кто собирается поступать в институт, и им физика нужна. Это (называет фамилии семь, по-моему, пауза) ну и такой-то, поскольку он самый умный среди дураков. Этих восьмерых буду готовить к экзаменам, спрашивать каждый день. Остальных прошу мне не мешать. Но это не значит, что вы у меня будете валять дурака, чтобы получить свою «тройки» надо потрудиться и знать определённый объём, чтоб законы Ньютона от зубов отскакивали.
Вот так нас поделили на дураков и умных, а материал - на базовый и профильный. Обалдели, конечно, но было интересно, как это? И я, действительно, собиралась в институт, и физика мне была нужна, и ВУЗ предполагался соответствующий.
 
И начались совершенно новые для нас занятия. Она давала материал по ВУЗовскому принципу, читала лекции, мы писали конспекты, по ним и готовились. Причём материал сразу привязывала к билетам. Не параграфы учебника были заголовком лекции, а формулировка вопроса из билета по физике на выпускном экзамене, например, билет 16, вопрос 2: «Электронно-лучевая трубка. Устройство. Принцип работы.» Я не от балды пишу. Я помню. Не заголовок, а содержание. Дайте учебник на пять минут, детали освежить и расскажу. И это не чудеса человеческой памяти, это –  знание основ, что она дала тогда мне, а кому-то вколотила, буквально. И сидели тихо. И спрашивала каждый день, да через день.
Наступал момент, когда она открыто объявляла: Есть шанс отличиться, не вспомню, как, но неласково она называла тех из другой части класса, и диктовала номер билета и вопрос, по которому будет спрашивать, ну, «Поверхностное натяжение», к примеру. Нас она никогда не вызывала к доске в таких случаях. Можно было и не готовиться, расслабиться. Но я мысли себе такой не допускала даже. Она не пыталась подловить и в этом был некий элемент доверия нам.
«Пятёрки» почти не ставила. Даже произошёл конфликт. В «В» классе девчонка шла на медаль, не получила «пять» по физике в аттестат, никакому давлению администрации наша учительница не поддалась. У неё и «три» надо было заработать. Причём, если назначенный простым вопрос отвечался хорошо, оценка всё-равно была не выше «тройки», не та степень сложности, чтоб получить выше. А ещё никакие типа - я так долго учил, не проходили. Важен только результат.
Ругала резко. Хвалила редко. Но ценила ум и понимание, как отражение в ученике своих знаний, что передала и своих усилий, что не пропали зря. Причём эта была такая оценка без слов. Я её чувствовала.
Все из первой группы поступили в технические ВУЗы и трое из остальной части класса.

С начала 80-х её, только её, оценка в аттестате приравнивалась ВУЗами города, к оценке на вступительном экзамене по физике и его можно было не сдавать. Это за сколько лет до ЕГЭ-то? Когда рухнул СССР и вместе с бизнесом к нам пришли западные фонды, она получила премию фонда Сороса, немалую сумму в деньгах, помогла сыну купить квартиру. Критерий оценки был прозрачный. Среди студентов определялось максимальное количество поступивших на первый курс по каждому профильному предмету от конкретного педагога. Самое занятное, что как математик эту же премию получила моя одноклассница, то есть её ученица.

Спустя много лет я встретилась со своей учительницей физики. Она, конечно, постарела. Но это тот тип, когда характер проступает на лице отчётливей, чем годы. Пришлось подождать, она задержалась с небольшой группой учеников. Никогда не занималась с отстающими. Значит, это были лучшие. Хотя: «Некого учить», прозвучало печально.

Задача педагогов давать знания. Задача учеников  усваивать.
Но сейчас и с первым не всё в порядке и со вторым не всё хорошо.

Моя учительница ушла из школы. Дело в том, что надо было просто ставить «тройки», тем, кто не знает и не понимает физику. Вот тех учить, а этим ставить. Но дело в том, что они и не знали элементарного а, главное, не хотели знать. Ушла к детям больным туберкулёзом. Видимо, когда мир за стенами стационара и жизнь месяцами проходит на больничной койке, интерес к наукам выше. И отдача больше.

Новый закон плох. Критерием отбора в ВУЗ, конечно, не должны быть деньги.
Но с другой стороны, может и не стоит заставлять всех поголовно осваивать этот профильный уровень. И тот, кто не знает, не понимает и не хочет, вычеркнет физику из своего дневника, тогда и педагогу не придётся вступать в конфликт внешний с администрацией школы или внутренний с собой.

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
mend_or_end
Feb. 2nd, 2011 07:08 pm (UTC)
Я физику совсем не знаю. У меня твердое "три". На самом деле я и на "три" наверно не знаю. Это только из-за того, что мне не было интересно и я не учила ничего и прогуливала занятия. У меня был сложный переходный возраст, я тогда поняла, что оценки ничего не значат и не отражают реальную ситуацию. Поэтому учебу просто забросила. Мне было все равно. Я учила, если мне было это интересно. Точные науки к сфере моих интересов тогда не относились. Зато "англичанка" драла сильно, поэтому ин.яз у меня шел хорошо и в ВУЗ я его сдала без подготовки практически. Еще мне повезло, ЕГЭ ввели только через год после моего окончания школы.
hhhhhhhhl
Feb. 2nd, 2011 07:26 pm (UTC)
Обычное дело, любимым предмет становится из-за учителя чаще всего. У меня так у друзей в семье физиков, химик вырос. Вызвать интерес не так-то просто. Сейчас уверена, ещё сложнее, слишком много всего вне школы крутится для 15-17 летних.

Еще мне повезло, ЕГЭ ввели только через год после моего окончания школы. Ага, значит Ваш будущий ребёнок может попасть под эти новые стандарты, если решатся-таки принять.

А занятия у нас не прогуливали. Как-то это было не позволительно. И классная была строгая. Я пошла учить немецкий, чтоб с ней не пересекаться по учёбе. Она была - англичанка.
(no subject) - mend_or_end - Feb. 3rd, 2011 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 3rd, 2011 10:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 7th, 2011 09:38 am (UTC) - Expand
semargl_bird
Feb. 2nd, 2011 08:25 pm (UTC)
Насколько я понимаю:
а) твоя учительница делала всё это бесплатно;
б) люди, которым не так повезло с учителями, тоже поступали в вуз без репетиторов, освоив базовый курс.
Я это знаю наверняка, ибо родилась в почтовом ящике, мои родители, их коллеги и друзья - физики. И в физтех поступали в 60-е годы люди из вукоебин, которые не на каждой карте найдёшь, без репетиторов и гениальных учителей. Готовились по школьным учебникам и книжкам из городской (бесплатной) библиотеки. Моя мама училась в заочной физ-мат школе, но это стоило копейки.
hhhhhhhhl
Feb. 3rd, 2011 03:08 pm (UTC)
Мы говорим по сути об одном и том же: а) Об уровне знаний в целом по стране в Советских школах - бесплатном и достаточно высоком. Я ж сама не местная. И б) о том, что платное образование недопустимо.

НО я пытаюсь сказать, что между "а" - Советской школой и "б" - возможно будущей Российской существует школа сегодняшнего дня с провинциальной нищетой с одной стороны и с произволом столичных монстров с другой.
На родительском собрании для будущих первоклассников директора и завучи начальных классов открыто говорят о деньгах. Это чёрный нал. Сумма взноса гуляет от 5000 до 27000 р. с человека! Это с первоклассников. То есть за азбуку и арифметику я должна столько платить. И платят, не только первоклассники. В прошлом году на этом "сгорел" директор 30 школы. Мне директор наша лично сказала. + обязательное доп. образование - платное. И то и другое - незаконно. И то и другое существует.
Я хочу сказать, что в настоящем среднее, да боже мой, начальное образование не является бесплатным. НЕ повсеместно (провинция выпадает).
Далее.
Нацеленность на результат, жажда знаний вот это всё из моего детства сильно изменилось. Детей разложила ВУЗовская система 90-х. Эти платные факультеты в институтах, как цепная реакция размножились в ВУЗах. Раньше альтернативой ВУЗа была - армия. Сейчас - платный факультет. У меня масса знакомых, друзей, нормальные люди и дети не придурки не наркоманы, но учатся на платном! Кто ж его в армию хочет отдать. На бюджет не поступит вдруг. Вот этот платный тыл сильно ослабил пыл в учёбе в целом.
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 3rd, 2011 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 3rd, 2011 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 3rd, 2011 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 4th, 2011 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 5th, 2011 07:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 7th, 2011 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 7th, 2011 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 7th, 2011 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 7th, 2011 06:20 pm (UTC) - Expand
scarlett_67
Feb. 3rd, 2011 07:43 pm (UTC)
Ну, в 50-е (когда учились в школе студенты 60-х)довольно ещё отличных учителей было. Даже в 70-е они были.
А вот заочные физ-мат школы, факультативные занятия (у нас были по биологии восхитительные, я чуть в микробиологи не подалась) и Дом пионеров - это было хорошее подспорье в развитии. Теперь же всё за плату.
twenty_25
Feb. 3rd, 2011 01:36 pm (UTC)
Вот вы про учительницу физики пишете, а у меня очень колоритная химичка была. Гоняла нас, как сидоровых коз. Мы все, независимо от интеллекта, таблицу Менделеева знали наизусть.:) А еще она была очень женственна и всегда немного, скажем так, расхристана. Видимо, у нее была богатая событиями личная жизнь, которая и унесла ее из нашей школы, в конце концов. Химия мне в жизни вообще никак не пригодилась, но, тем не менее, знания лишними не считаю. Они, как кирпичик, встроенный в мою картину мира. Вообще, точные науки нужны всем и всегда, имхо. Они формируют мировоззрение в значительной степени. Физика, химия, алгебра, геометрия и даже астрономия - обязательны в школьной программе.А кто уж как там будет успевать по этим предметам - это второй вопрос. Более слабые хуже будут успевать, конечно. Ну и что в этом нового, так ведь всегда и было.
hhhhhhhhl
Feb. 3rd, 2011 02:37 pm (UTC)
Вот спасибо за Ваш коммент. Именно так. И я уже написав, подумала, что вместо физики, ведь, мог быть любой другой предмет. Моя подруга приехала в этот город из Архангельска. У них был такой математик, тригонометрические уравнения решали в уме! Так их натаскал. И она училась на инженера-программиста. А натура поэтическая, всё Цветаеву читала. "Героя нашего времени" вслух в общаге, а мы валялись по койкам и слушали. По Блоку гадала. Вот так талантливые педагоги определяли судьбу порой.
Наша, как раз была астроном, в школу пришла из науки. Подробностей не знаю.
А расхристанность добавляла к образу особые черты.
У нас такая учительница пения была. С такими следами поцелуев на шее, что никакие бадлоны не спасали порой. Но все знали нотную грамоту. Писали нотные диктанты каждый урок. Вот такты не каждый мог правильно расставить. Сто лет прошло, а я помню, как выяснилось, когда дочка в музыкальной школе-то учиться начала.

scarlett_67
Feb. 3rd, 2011 07:38 pm (UTC)
А нас химичка не гоняла и расхристанной не была. Была домашней, доброй и довольно нудной. Наша классная в старшей школе. Но химию я обожала. Потому, что прочитала от скуки новенький учебник (новенький - интересно же!), полученный в конце одного года, чтобы приступить к изучению в следующем. Как обычно. Необычно только то, что я так увлеклась и занялась самоучением. Набранную планку так и не уронила. Очень потом расстраивалась, что химии в институте не будет. Так что от самого человека тоже многое зависит. И от семьи. Литературу я полюбила из-за дедушки. А вот ненавистную физику полюбила, когда занималась с репетитором - он научил. Впрочем, геометрию (с математиками у нас в школе было плохо) перед экзаменом за четыре дня выучила с нуля, сама. Жалко было маму, она очень переживала. И, оставшись с геометрией один на один, без дурацких объяснений учителя, я поняла, что это мог бы быть роман. Если бы не состояние поздней влюблённости в предмет, фиг бы я выучила весь курс за четыре дня. Так что увлечённость зависит от трёх факторов, по крайней мере: сам человек, его семья и школа. На этих трёх китах всегда стояло образование и всегда будет. :)
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 3rd, 2011 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 3rd, 2011 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 3rd, 2011 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 3rd, 2011 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 4th, 2011 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 7th, 2011 09:28 am (UTC) - Expand
scarlett_67
Feb. 3rd, 2011 08:09 pm (UTC)
пара мыслей
Я всегда плохо относилась к "только предметникам", но твой пример интересен, ибо он о нестандартном, принципиальном и увлечённом человеке. Поэтому и результат был. Тут очень важна личность - с другим такая метода может дать другие результаты.

с другой стороны, может и не стоит заставлять всех поголовно осваивать этот профильный уровень*
Забавно. Мне показалось, что из твоего рассказа явно следует другой вывод. Но, наверное, для меня идеальный учитель тот, кто даже не представляет себе, что его предмет может быть кому-то ненужен или неинтересен. И, с другой стороны, не понимает, как это, не суметь объяснить всё это человеку, если человек не даун.
Не помню, как назывался этот старый фильм, где молодой физик пришёл в школу. Он подменяет надолго заболевшую старую учительницу. Делит класс на способных и интересующихся, а также на тех, кому не надо. Занимается с первыми, вторым ставит трояки. Дети довольны - одним внимание, другим не надо учить. Они его даже любят. И ему хорошо. Приходит прежняя учительница и удивляется, что он не всех спрашивает. Он объясняет. Она ужасается, что так нельзя, дело учителя научить всех, и вызывает самую неспособную девочку. Девочка расстроена и недовольна. Затем озадачена и пытается как-то решить. Учительница объясняет, помогает. И вот до той доходит наконец. Надо было видеть лица обеих! Хорошо сыграли, ей богу. А молодой педагог сделал вывод, что ему ещё надо много учиться самому, чтобы стать настоящим учителем физики, а не просто физиком, которым он уже стал.
Это я поясняю, для чего в школе учитель, по моему скромному мнению. У меня такие были (не в школе) и другим желаю. Хотя я не стала ни физиком, ни математиком. Даже экономистом не стала. И в жизни мне это не особо надо, а голые формулы, не подтвержденные повседневным опытом, забываются, ибо не были вколочены в меня никем. Папа тоже стал юристом, а вспоминает всю жизнь математика. Да и твоя учительница, Лен, давала таки знания остальному классу. Ведь так? Нельзя решать за совсем маленьких детей, кем они будут. А чтобы они смогли сделать осознанный выбор, они должны знать то, из чего выбирают. А уж выбирать историю, географию и литературу - это просто преступление. Такие вещи любой культурный человек должен знать, даже если собирается дворником быть.
hhhhhhhhl
Feb. 3rd, 2011 08:35 pm (UTC)
Re: пара мыслей
Твой пример знаю, вспомнила, они были практиканты. Англичанка там была такая ещё.
И моя учительница - да, исключительный человек, непререкаемый авторитет для всех, коллег в том числе. И она именно учила. Не будь её, я вот вообще год в универ ездила на малый факультет, собиралась на психфак поступать, работу там забацала, в меня Олег Иваныч аж вцепился. Но она перевесила. И жизнь по другому сложилась, поскольку я уехала из родного города.
Но в то время существовали восьмилетки. У нас после 8-го реально ушло 40% учеников, в ПТУ, техникумы (кстати, некоторые были очень хорошие и туда существовал реальный конкурс), в колонию для малолетних - один. "В" класс был сформирован из трёх классов восьмилетней школы и переведён к нам. В принципе, кто не хотел в ВУЗ уже НЕ шёл в 9-й. Вот ведь.
Но пошедшие в 9-й при желании реально могли подготовиться в ВУЗ. Не в Москву, так здесь получить высшее. Я слышу, что говорит bird.

Мы вообще, по-моему, говорим об одном, о той системе, в которой выучились сами. НО! Я упорно пытаюсь сказать, что учитель учит, а ученик учится - тогда лучше работало. С нюансами, семьями, разными характерами.

Сейчас в принципе уже другая школа. В ней всё иначе и не всё хорошо, и без закона.
А закон этот вообще - ересь! Это ясно любому здравомыслящему человеку.



Edited at 2011-02-03 08:52 pm (UTC)
Re: пара мыслей - scarlett_67 - Feb. 3rd, 2011 09:31 pm (UTC) - Expand
Re: пара мыслей - hhhhhhhhl - Feb. 4th, 2011 08:06 am (UTC) - Expand
Re: пара мыслей - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 03:44 pm (UTC) - Expand
Re: пара мыслей - hhhhhhhhl - Feb. 7th, 2011 09:34 am (UTC) - Expand
novemba
Feb. 4th, 2011 10:12 am (UTC)
Хех, у меня иногда бывает ощущение ностальгии по Родине. Я из города не выезжала - а страну сменила. Герои все поменялись, идеология другая, в школе учат другому...
У нас урок "христианская этика" - с первого и, похоже, до последнего класса. У обоих детей в классах - мы единственные не воцерковлены, такие вороны белые.
Целым классом готовятся, а потом принимают первое причастие, священники забредают регулярно, экскурсии в монастыри чаще, чем в музеи.
Теперь и к вам пришёл "прогресс"...
hhhhhhhhl
Feb. 4th, 2011 11:05 am (UTC)
Ни фига се!
А я думала это - наш идиотизм. А резко за Вас взялись да...
А как дети-то? Вопросов не задают?
Что-то в этом не то, на мой взгляд.
Но у нас есть альтернатива всё ж - "Основы светской этики".

Хех, у меня иногда бывает ощущение ностальгии по Родине. Я из города не выезжала - а страну сменила. Точно сформулировали.
Но может ещё доживёте, что вас в Евросоюз примут. Мы-то без шансов.
(no subject) - novemba - Feb. 4th, 2011 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 4th, 2011 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - novemba - Feb. 4th, 2011 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Feb. 6th, 2011 08:17 pm (UTC) - Expand
scarlett_67
Feb. 5th, 2011 03:55 pm (UTC)
Это где такой ужас? Сочувствую от души.
(no subject) - novemba - Feb. 5th, 2011 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scarlett_67 - Feb. 5th, 2011 04:18 pm (UTC) - Expand
nota_x
Aug. 31st, 2012 06:02 pm (UTC)
У нас был профиль. И сын физику завалил.
Не вина конечно педагога- он просто сдвинул строки в части "В"... Но уровень преподавания никакой.....
hhhhhhhhl
Aug. 31st, 2012 06:07 pm (UTC)
Сейчас со школой происходит чёрте что! В Чехии стали недействительны Российские аттестаты! Только до 2002 года. Это о чём-то говорит. Вот вам и оценка усилий нашей системы со стороны. А у нас в Вами ещё младшие в процессе получения знаний...
То есть он в ВУЗ не поступил как хотел? Хотели? Ой ой, я вот этого не поняла. Ну как Вы справились?
( 47 comments — Leave a comment )