hhhhhhhhl (hhhhhhhhl) wrote,
hhhhhhhhl
hhhhhhhhl

Category:

Марлен Дитрих и "Голубой ангел" / "Der Blau Engel" 1930 г.

Упорные немцы несут методично культуру своей страны и языка в наш город. Уже приводила один необычный пример как они это делают. В этот раз мне прилетело по эл. почте приглашение на очередное мероприятие. В рамках кинопроекта "Filmforum тур" проводились показы двух немецких мелодрам: "Голубой ангел" (1930) с Марлен Дитрих в главной роли и "Солино" (2002) Фатиха Акина. Смущало место проведения - арт-клуб. 

Ладно. Изучив точку на карте, отправилась на Звенигородлскую. Вход в арт-клуб оказался через подъезд типично Питерского старого фонда с широкими лестничными пролётами и чугунными перилами. Подудивилась. Звук вылетающих пробок подтвердил верность моего направления движения. Ага! В зелёных стаканчиках – шампанское, в жёлтых – минеральная вода. Арт-клуб – в бывшей огромной коммуналке. Два зала. В одном стульчики – рядами, в другом - выставка "Марлен Дитрих - легенда в фотографиях". Конечно, сейчас в Интернете можно многое нагуглить, но вот так в паспарту большим форматом посмотреть без толкотни с зелёным стаканчиком в руках – приятное занятие, да ещё рядом телевидение интервью берёт у директора Гёте Института. Хронология в фотографиях аж от раннего детства, и школа – девочки рядами, попробуй узнай тут будущую звезду, Германия, «Голубой ангел», Европа, с Жаном Габеном и, конечно, Голливуд. Пальмы, мужчины в белоснежных рубашках, жёсткий воротничок, бабочка, сигареты, с Кларком Гейблом. И сама – брючные костюмы, шикарные платья в пол, роскошные портреты чёрно-белые…



Зал битком, еле успела место занять. Фильм представляла кинокритик Ксения Реутова. Немного длинно, но занимательно.
Да, вот так после Первой мировой войны на американские деньги строилось многое, в том числе работала киноиндустрия Германии. Голливуд диктовал условия, определял основные жанры лент. Режиссёр Йозеф фон Штернберг сам учился в Голливуде, именно он,  отстоял Марлен Дитрих на эту роль и подарил миру кинодиву. Фильм, то есть каждую сцену, снимали на двух языках: английском и немецком. Никакого дубляжа или субтитров!

Это 1930 год, звук только пришёл в кино. В Германию позже. У нас тоже есть примеры первых звуковых фильмов, смотрела давно, пересматривать уж не стану. Но вот «Голубой ангел» оказался вдруг мне интересен в этой связи не только как художественный фильм, но и как технический объект на смене эпох.

Истрия обычная для любого времени и желанная публике в 30-е, когда в Америке началась Великая депрессия, что аукнулось и Европе. Мелодрама. Красавица, разбивающая сердца, влюблённый по уши профессор уже почтенного возраста, бросающий к ногам возлюбленной всё.

У Марлен Дитрих оказался приятно низкий голос. Её номера на сцене кабаре – великолепны, не смотря "возраст" фильма. Весь её облик, движения, пластика, поворот головы, ракурсы съёмки крупных планов абсолютно соответствуют той кинематографической эпохе. Стиль и  технические ограничения, вернее тогда – возможности создали для нас образ времени. Марлен Дитрих оказалась очень органична в роли порочной красавицы.

Роль профессора играет актёр немого кино Эмиль Яннингс (обладатель Оскара и Золотого льва Венецианского кинофестиваля) Его мимика, больше мимика, каждое движение в кадре, как привет из немого кино, проступает особая актёрская техника, на мой взгляд, но здесь образу соответствует вполне. И говорит он как на кассетах по аудированию.
Она – другая, она уже актриса звукового кино, это её мир. И речь отличается, приходилось всё ж иногда субтитры читать.







И звук. Он либо есть, либо его нет. Никаких полутонов, оттенков, планов. Вот этого приближения, удаления с затиханием. Отсутствует перспектива от главных героев в кадре на крупных планах до разговоров шумов в соседней комнате, и с открытой дверью весь тамошний гомон сразу выпрыгивает на передний план. Но мир наполнен звуками, не только речью, и это несомненное достоинство картины того времени.

Картинка порой кажется «плоской», основные события разворачиваются в этом клубе «Голубой ангел» в закулисье, в комнате герои – профессор и певичка Лола-Лола не остаются наедине, комната проходная, всё время к ним вторгаются, то артисты, клоун очень грустный, как намёк на финал, то директор. Возможно, это – необходимость, связанная со съёмкой одной стационарной камерой и невозможностью мобильного передвижения по павильону. Но я вижу здесь художественный приём, точно также неожиданно в жизнь человека могут ворваться события, нарушить привычный ритм жизни, что и произошло с профессором. Открытки, которые отобрал у старшеклассников с Лолой-Лолой, а там - чулки, юбка, поза, перенесли его из уютного мира бюргера в порочную круговерть. На самом-то деле, его даже жалко. 

И финал, вроде, предсказуемый, но уж для мелодрамы слишком много драмы в конце.

Рекомендовать не берусь, но вот так в атмосфере специального показа – занимательно.



Интересные факты:

- В основу фильма лег роман Генриха Манна "Учитель Гнус, или Конец одного тирана", написанный в 1905 году. Роман был призван обличить прусскую систему воспитания и повествовал о том, как блюститель нравственности и казарменного порядка на деле оказался рабом порока и получил заслуженную кару. Не читала, но выступающая перед фильмом кинокритик предупредила, (в зале же могут быть и читавшие, не все такие как я) картина снята по мотивам. Очень.
- Фон Штернберг называл этот фильм историей «падения влюблённого человека».
- Фильм был запрещен в нацистской Германии в 1933 году, как и все произведения Генриха Манна и Карла Цукмайера.

Информация о фильме. Есть трейлер к фильму, можно послушать как поёт Марлен Дитрих.
Скачать
Tags: Искусство кино
Subscribe

  • День Достоевского

    Фёдор Михайлович и представить не мог праздник в свою честь. Тем не менее, В Петербурге уже несколько лет подряд проходит День Достоевского во…

  • Джаз VS футбол

    Зарегистрировалась в новую Александринку на показ фильма про Чета Бейкера "Born to Be Blue" и встречу с композитором Дэвидом Брейдом. Хотелось…

  • Один хороший саундтрек

    Главная и лучшая песня в фильме - "Sinnerman" в исполнении великой и любимой Нины Симон. Фортепьяно в её духе - ритм и энергия. А как песня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments