?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Упорные немцы несут методично культуру своей страны и языка в наш город. Уже приводила один необычный пример как они это делают. В этот раз мне прилетело по эл. почте приглашение на очередное мероприятие. В рамках кинопроекта "Filmforum тур" проводились показы двух немецких мелодрам: "Голубой ангел" (1930) с Марлен Дитрих в главной роли и "Солино" (2002) Фатиха Акина. Смущало место проведения - арт-клуб. 

Ладно. Изучив точку на карте, отправилась на Звенигородлскую. Вход в арт-клуб оказался через подъезд типично Питерского старого фонда с широкими лестничными пролётами и чугунными перилами. Подудивилась. Звук вылетающих пробок подтвердил верность моего направления движения. Ага! В зелёных стаканчиках – шампанское, в жёлтых – минеральная вода. Арт-клуб – в бывшей огромной коммуналке. Два зала. В одном стульчики – рядами, в другом - выставка "Марлен Дитрих - легенда в фотографиях". Конечно, сейчас в Интернете можно многое нагуглить, но вот так в паспарту большим форматом посмотреть без толкотни с зелёным стаканчиком в руках – приятное занятие, да ещё рядом телевидение интервью берёт у директора Гёте Института. Хронология в фотографиях аж от раннего детства, и школа – девочки рядами, попробуй узнай тут будущую звезду, Германия, «Голубой ангел», Европа, с Жаном Габеном и, конечно, Голливуд. Пальмы, мужчины в белоснежных рубашках, жёсткий воротничок, бабочка, сигареты, с Кларком Гейблом. И сама – брючные костюмы, шикарные платья в пол, роскошные портреты чёрно-белые…



Зал битком, еле успела место занять. Фильм представляла кинокритик Ксения Реутова. Немного длинно, но занимательно.
Да, вот так после Первой мировой войны на американские деньги строилось многое, в том числе работала киноиндустрия Германии. Голливуд диктовал условия, определял основные жанры лент. Режиссёр Йозеф фон Штернберг сам учился в Голливуде, именно он,  отстоял Марлен Дитрих на эту роль и подарил миру кинодиву. Фильм, то есть каждую сцену, снимали на двух языках: английском и немецком. Никакого дубляжа или субтитров!

Это 1930 год, звук только пришёл в кино. В Германию позже. У нас тоже есть примеры первых звуковых фильмов, смотрела давно, пересматривать уж не стану. Но вот «Голубой ангел» оказался вдруг мне интересен в этой связи не только как художественный фильм, но и как технический объект на смене эпох.

Истрия обычная для любого времени и желанная публике в 30-е, когда в Америке началась Великая депрессия, что аукнулось и Европе. Мелодрама. Красавица, разбивающая сердца, влюблённый по уши профессор уже почтенного возраста, бросающий к ногам возлюбленной всё.

У Марлен Дитрих оказался приятно низкий голос. Её номера на сцене кабаре – великолепны, не смотря "возраст" фильма. Весь её облик, движения, пластика, поворот головы, ракурсы съёмки крупных планов абсолютно соответствуют той кинематографической эпохе. Стиль и  технические ограничения, вернее тогда – возможности создали для нас образ времени. Марлен Дитрих оказалась очень органична в роли порочной красавицы.

Роль профессора играет актёр немого кино Эмиль Яннингс (обладатель Оскара и Золотого льва Венецианского кинофестиваля) Его мимика, больше мимика, каждое движение в кадре, как привет из немого кино, проступает особая актёрская техника, на мой взгляд, но здесь образу соответствует вполне. И говорит он как на кассетах по аудированию.
Она – другая, она уже актриса звукового кино, это её мир. И речь отличается, приходилось всё ж иногда субтитры читать.







И звук. Он либо есть, либо его нет. Никаких полутонов, оттенков, планов. Вот этого приближения, удаления с затиханием. Отсутствует перспектива от главных героев в кадре на крупных планах до разговоров шумов в соседней комнате, и с открытой дверью весь тамошний гомон сразу выпрыгивает на передний план. Но мир наполнен звуками, не только речью, и это несомненное достоинство картины того времени.

Картинка порой кажется «плоской», основные события разворачиваются в этом клубе «Голубой ангел» в закулисье, в комнате герои – профессор и певичка Лола-Лола не остаются наедине, комната проходная, всё время к ним вторгаются, то артисты, клоун очень грустный, как намёк на финал, то директор. Возможно, это – необходимость, связанная со съёмкой одной стационарной камерой и невозможностью мобильного передвижения по павильону. Но я вижу здесь художественный приём, точно также неожиданно в жизнь человека могут ворваться события, нарушить привычный ритм жизни, что и произошло с профессором. Открытки, которые отобрал у старшеклассников с Лолой-Лолой, а там - чулки, юбка, поза, перенесли его из уютного мира бюргера в порочную круговерть. На самом-то деле, его даже жалко. 

И финал, вроде, предсказуемый, но уж для мелодрамы слишком много драмы в конце.

Рекомендовать не берусь, но вот так в атмосфере специального показа – занимательно.



Интересные факты:

- В основу фильма лег роман Генриха Манна "Учитель Гнус, или Конец одного тирана", написанный в 1905 году. Роман был призван обличить прусскую систему воспитания и повествовал о том, как блюститель нравственности и казарменного порядка на деле оказался рабом порока и получил заслуженную кару. Не читала, но выступающая перед фильмом кинокритик предупредила, (в зале же могут быть и читавшие, не все такие как я) картина снята по мотивам. Очень.
- Фон Штернберг называл этот фильм историей «падения влюблённого человека».
- Фильм был запрещен в нацистской Германии в 1933 году, как и все произведения Генриха Манна и Карла Цукмайера.

Информация о фильме. Есть трейлер к фильму, можно послушать как поёт Марлен Дитрих.
Скачать

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
rekaoka
May. 20th, 2011 10:28 am (UTC)
Это один из любимых моих фильмов.
Блестящий анализ на него есть в книге З.Кракауэра "От Клигари до Гитлера". Посмотрите по этой ссылке (начиная с третьего абзаца):
http://www.dnevkino.ru/library_kracauer_19.html

Спасибо за напоминание, за впечатления.
hhhhhhhhl
May. 20th, 2011 02:03 pm (UTC)
По ссылке заблудилась:( пошлите меня лучше:))

Не, я б в разряд любимых не занесла. Может поэтому и переключилась на другое при просмотре, отстранилась вроде как. Но рада, что не поленилась рвануть.
rekaoka
May. 20th, 2011 02:22 pm (UTC)
1. ЗахОдите по ссылке и прокручивает оглавление (прокручиваете вниз).
2. Сразу после оглавления начинает текст под названием "Убийца среди нас" (так называется глава).
3. В этом тексте, начиная с третьего абзаца идет речь о "Голубом ангеле" (который, по-моему, не столько мелодрама, сколько трагедия).

Попробуйте, текст того стоит.

Это вообще, наверно, лучшая книга по истории немецкого кино этого периода.
hhhhhhhhl
May. 20th, 2011 05:22 pm (UTC)
Спасибо, конечно, я разберусь и прочту, немецкое - моё моё, это я с Хью в сторону британского развернулась, а так - туда.

по-моему, не столько мелодрама, сколько трагедия). Как хорошо, что Вы это написали, я тоже так считаю, уж тут аккуратно написала, что слишком драма, а так и подмывало написать - трагедия. Но все его называют мелодрамой, думала, уж может я не понимаю, не вижу, но вот теперь - не одна. Хорошо.
hhhhhhhhl
May. 20th, 2011 07:34 pm (UTC)
Я прочла, да подробный даже покадровый разбор. Что хочу сказать.
"Садизм" - вот это слово гнала от себя. То, что у меня тут прячется под "жалко". Я даже недоумевала, зачем они так жёстко с профессором, вроде несоответствие времени, тому самому экономическому упадку с вытекающими из него настроениями масс.
Автор прав, зажатого рамками морали зрителя, не меньше сексуальности, привлекает садизм. И такая составляющая мешает мне полюбить фильм. Полная ясность. Спасибо.
mend_or_end
May. 20th, 2011 11:04 am (UTC)
Нет, фильм не видела. "Каждую сцену снимали на двух языках" - мощно, сейчас такое и не представишь. Тогда это была серьезная работа -снять фильм.
hhhhhhhhl
May. 20th, 2011 02:08 pm (UTC)
Да, иначе, есть такое ощущение. Никакой компьютерной графики, всё - на площадке.
je_nny
May. 20th, 2011 02:02 pm (UTC)
Спасибо, очень нравится Марлен Дитрих!
hhhhhhhhl
May. 20th, 2011 02:06 pm (UTC)
Я вот впервые. До этого - только имя и ничего за ним. Просвещаюсь благодаря немцам. С удовольствием, ещё и вход бесплатный, и по эл. почте мне на вопросы вежливо отвечали. Методичные товарищи. Нравятся их недели немецкого того-сего в СПб.

Edited at 2011-05-20 07:47 pm (UTC)
( 9 comments — Leave a comment )