?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Об этом фильме узнала случайно благодаря комментарию pionaa2 к посту "Время цыган" реж. Э. Кустурица, 1989 г.  

Какой удивительный фильм, совсем другой, другой кинематографический язык.

 
Фильм не сюжетный, хотя, конечно, сюжет есть. Скупщики перьев - Боро и Мирта, покупают гусиные перья для перепродажи, делят территорию, делят деньги, один старше и хитрее другого. Делят красавицу Тису. Один хочет овладеть ею силой обманом,  другой уговаривает, ухаживает открыто. 
 
Боро - красавец в белом костюме на фоне коричневой улицы, которая размыта и, кажется по ней ходить невозможно, только месить, а он вышагивает. (Может, дикость скажу, но мне он напомнил героя Бельмондао в Годаровском фильме "На последнем дыхании" тем, как проживает настоящее.) 
 
Тиса - беспомощная в своей попытке сбежать из дома, из этого мира. В начале фильма Боро высаживает её у дорожного указателя с названием их деревни, в конце - водитель попутки. Не вырваться. Только Боро улетел, как гусиное перо по ветру.
 
Такое размеренное повествование без всплесков в изображении сюжетных поворотов. Весь фильм как повествовательное предложение. Ощущение документального запечатления жизни. Особенно в сценах свадьбы и процессии похорон, в семейных и межсемейных  драках на улице в жиже, не грязи, а именно жиже. Как одежды - драные, но не жалкие не бомжатские, а обычный наряд такой у них: рубашка, жилетка, пиджак, хоть и в дырах , но можно на кон в карты поставить и проиграть всё, но не шляпу. 
Повседневная жизнь и смерть показана без гротеска. Поэтично и порой жутко. 
Старухи с трубками во рту, старики беззубые и в контраст - красавица-певица Ленча в кабаке с ярким цветком в чёрных волосах. Этот танец Боро с окровавленными руками - потрясающий. 

В прологе отрывок из Евангелие и фрагменты фресок с Библейскими сюжетами на протяжении фильма, как дополнительная иллюстрация к происходящему, через это, возможно, попытка объяснить, что не стоит выделять цыган как особый народ - чуждый всей цивилизованной Европе.
 
Музыка - не к фильму, не в фильме, а в их жизни: Ленча характерно зажигает в кабаке под скрипку; одинокий голос в деревне выводит мелодию унылую как пейзаж; мужской хор под аккордеон звучит в конце красиво и печально как прощальная. Прощальная то ли с героем, то ли со зрителем.

Начало фильма, минут двадцать, режиссёр держит в основном крупные планы с главными героями, словно хочет, чтобы зритель привык к этим лицам, рассмотрел, проникся, полюбил. Непривычно, не хватает перспективы, и он даёт, не смотря на примитивность устройства быта и жизни, живописно: белые домики с глазами или глазницами, белые гуси заполняющие улицу, белые перья по ветру, что выпустил Боро на ходу с грузовика, как чудо.
А концовка - такие же крупные планы, но уже простых жителей деревни одного за другим, и эти детские лица в финале. 
 

             

           

           

           

           

            

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           

           
 

Интересные факты.
- На Западе он известен под названием «Я видел даже счастливых цыган», которое позаимствовано из неоднократно звучащей на экране цыганской песни «Джелем, джелем».
- Большой приз жюри и Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Канском фестивале 1967 года.
- Номинация на Оскар в 1968 г.
- Номинация на Золотой Глобус в 1969 г.
- Был признан в 1996 году Югославской киноакадемией вторым по счёту среди лучших сербских фильмов послевоенного периода.

- И я лично не знала, что живого гуся ощипывают, а перья у него потом заново вырастают.

Информация о фильме: здесь.
Здесь можно скачать. Предупреждаю, где-то на 49 минуте пропадает ненадолго  перевод.

 
В Устецком крае Чехии проживает много цыган. Это - бывшая территория судетских немцев. После Второй мировой войны по декретам Бенеша судетские немцы (числом более 3 млн) и карпатские немцы (ок. 500 тыс.) были изгнаны из Чехословакии и поселились в различных районах Германии и Австрии (это сопровождалось многочисленными жертвами среди мирного населения, «маршами смерти» и т. п.), а освободившиеся земли были заселены чехами. Конечно, кому было проще сняться на новые земли - цыганам. Но это моё умозаключение всего лишь. 
 
Я их вижу, они идут в супермаркет всей семьёй, много детей, не пересчитать, может восемь. Цыган -  уже без шляпы, но усы - обязательно и одежды яркие. Их  здесь не недолюбливают. Цыгане это - наркотики и проституция. Наркотики не знаю как продают. Проституцию видела. На подъездах к немецкой границе в Альтенберг по старой дороге по серпантину с набором высоты так, что уши закладывает,  они стоят в окнах не хуже, чем на Репербане в Гамбурге. Вернее, хуже, так как это часто - не окно, а верандочка такая, стекло с трёх сторон, за её спиной дверь в комнату. Иногда - никого нет, значит работает. Стекло разбитое с одной стороны, круглая дырка от камня с лучиками трещин, не заменено, просто вставлен кусок, чтоб закрыть дыру. Мальчишки толкаются, подглядывая в окно, видимо, не плотно закрытое шторой.

Когда приезжает городок аттракционов, цыганята целыми днями топчутся рядом, никогда не катаются, только смотрят.

Не видела цыган здесь на рабочих местах ни в сервисе, ни в торговле, ни на уборке. Нигде.
 
У цыган есть деньги. Если русские, купившие квартиру или дом, собираются сдавать жильё в найм, то вероятность того, что съёмщиками будут именно цыгане, а не чехи очень высока. При этом цыгане - граждане Чехии, и в случае отказа от жилья, владелец недвижимости обязан похлопотать об альтернативном варианте. На улицу выставить нельзя. 
  
Когда чехи жалуются на русских, что купили квартиру и шумят, мешая соседям, фраза: "Продадим квартиру цыганам!" звучит как угроза. Вот такая иерархия по национальности здесь.
 

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
rekaoka
Jul. 18th, 2011 06:49 am (UTC)
Заинтриговали!
Надо будет посмотреть.
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 08:23 am (UTC)
Петровича никто не знает, а Кустурицу все.
А занятно: я Вам - смотрите, а Вы мне - читайте:))
rekaoka
Jul. 18th, 2011 08:32 am (UTC)
И всем польза! :)
mend_or_end
Jul. 18th, 2011 03:45 pm (UTC)
Интересно про цыган. Я прожила все детство в районе на окраине города, где был и есть большой частный сектор. В середине сектора "цыганский поселок" - мы так называли.Там жили, а может и сейчас живут цыгане. Дома их отличались от обычных частных домов русских.Около домов в пыли всегда копошились детки. Цыгане редко бывали в оживленных местах района, там где девятиэтажки и панельки-пятиэтажки, где магазины и молодежь тусуется. Жили мирно с русскими, я не помню погромов и еще чего-нибудь. Русские их боялись, мне кажется, не связывались. Цыгане - мужчины торговали наркотой, воровали. Женщины побирались по домам, захватив детишек, тех, кто поменьше (я маленькая помню тоже им дверь открывала). Ездили на жд вокзал, обманом вытягивали деньги и ценности у приезжих и у местного населения, воровали. Цыгане -замечательные психологи и мастера гипноза (я о женщинах, о мужчинах не знаю). Ты можешь снять и отдать ей золотые сережки сама, а потом, когда она уйдет, осознать, что ты сделала. Но это касается только легко внушаемых людей.
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 03:59 pm (UTC)
Вот мы с Вами из одного примерно региона, у меня про соседство цыган в детстве по первой ссылке активной. Правда иначе. А вот про отдать золото с себя или погадать за все деньги, что есть, это я уже позже в Одессе столкнулась, не сама, девчонка попала так. Плакала, как без денег осталась.
Но их внутренняя жизнь такая..., не сахар совсем.
mend_or_end
Jul. 18th, 2011 05:04 pm (UTC)
Прочитала пост про "Время цыган"! Сильно. Неужели все так и осталось, как было в моем детстве? Их только гонят отовсюду.
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 05:09 pm (UTC)
Да. Всё так и осталось. Давно не жила на Родине, наездами. Как у нас сейчас не знаю. Последняя история времён юности капитализма с моим одноклассником - страшная.
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 05:23 pm (UTC)
Тьфу, ошибку, в Вашем комменте увидела внутри кавычек. Вот так всегда, бегаю ещё неделю потом буквы добиваю, до запитые переставляю.
Конечно настоящие, где такие лица-то взять. Дети в конце, особенно последний пацанёнок, гениальный финал. Спасибо за наводку ещё раз.
(Пассаж про себя не поняла, сори, если испортила впечатление своим текстом.)
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jul. 18th, 2011 06:50 pm (UTC)
Ну вот, напросилась.
Отнесу в другое_кино_ру. Иногда на малоизвестное кино народ откликается и даже спасибо говорит. Был опыт.
Этот фильм заслуживает внимания. Надо о нём рассказать.
rekaoka
Jul. 19th, 2011 01:02 pm (UTC)
Посмотрела.
Что фильм хороший, это понятно. Но какая же тоска от него!
Мир тоскливый.
Оно так примерно и есть, конечно. Но тяжело.

Да, Бельмондо напомнил. Думаю, что неспроста. Скорей всего режиссер видел "На последнем дыхании" (1960-го года фильм), и это наложило отпечаток.

И никуда, по-моему, Боро не вырвался. Мир один, мир всё тот же. Цыгане это или другие, типа судьи или водителей грузовика. Никуда он не вырвался. От себя не убежишь. От своей среды не убежишь. А он, такой какой он есть, куда он денется? Из грязи. Он сам - кусок грязи (как и все). Хотя и в белом костюме.
Есть порыв, но чтоб вырвался - этого нет.
Или это во мне настроение говорит, я не знаю; но я не верю, что ему есть место получше хотя бы где-нибудь. Разве что на Небесах. Как и всем.

А притча о бесах, вселившихся в стадо свиней?
Я не думаю, что это "попытка объяснить, что не стоит выделять цыган как особый народ - чуждый всей цивилизованной Европе". Вся европейская цивилизация - тонюсенький слой лака, под которым - всё та же грязь. И грязь ничем не плоха и не хороша, ее можно замостить в конце концов.
Так что, в этом смысле да, может вы и правы, - никто не выделяется и все равны. Так и есть.
В общем - не знаю, ответов нет.

За кино - искреннее спасибо; рада, что посмотрела.

(А с телевизором какие классные ходы! Как она за этот волшебный ящик держится! Вот где волшебный мир.)

hhhhhhhhl
Jul. 19th, 2011 01:54 pm (UTC)
Рада, что фильм посмотрели, вроде как вместе со мной.
Конечно, видел Годара, не думаю, что под него подгонял, просто ощущение героя такое же, одно настоящее.

У меня нет ощущения тоски, у них нет этого ощущения, мне кажется, это их мир, он их, это - их норма. После "Времени цыган" мне было тяжелее. Там Кустурица всё усугубил от птицы мечты в небе до насилия над девчонкой своими же в автобусе. У Петровича мир более человеческий, всё же, просто другой. (И кстати, жизнь этих скупщиков перьев вполне на какую-нибудь глухую русскую деревню тянет с пьянками, драками и понажовщиной между соседями, и улицы такие же и быт убогий)

Не уверена на счёт куска грязи, я даже про улицу это подчеркнула. И про одежды написала. Нет у меня такого ощущения. И, главное, герой себя так не ощущает. Если в философском смысле, грязь, как грехи, то в той или иной степени все мы - комки грязи.

Про лак - точно, только Вы говорите со своей позиции, а эта Европейская цивилизация иначе к ним относится. Я третий год это в Чехии наблюдаю. Отношение это - фу фу. Не знаю, что было в 60-е, но фильм Петровича так и рассматриваю, как попытку приблизить, объяснить, рассказать что-то про этих людей европейцам. Иначе зачем?

Телевизор - да, самое ценное после костюма, что можно поменять на деньги, видимо, и держится жена. Я специально картинку из ТВ врезала рядом с этими пританцовывающим бабульками на улице. И, думаю, волшебный мир - за пределами деревни, не даром Тиса в Белград рвётся.

И соглашусь, Боро сбежал, но не вырвался, летает где-нибудь, пока не убьют или не схватят. На небесах да, он же, кстати - православные цыгане-то.
rekaoka
Jul. 20th, 2011 05:01 am (UTC)
Да разве я говорю, что подгонял под Годара. Но влияние несомненное, и думаю, что сознательное. Это не подгон. Это происхождение (генезис).

А русская деревня ничем не лучше и не хуже. Так же как и французская. И папуасская.
(Сегодня альбом художника Григорьева разглядывала; русская деревня, лица. Ох, выразительные лица. И тут же рядом - парижские шлюхи. Другие лица. Но рядом, на одной земле.)

"Иначе зачем?"
Себе рассказать, самому освободиться, разобраться, объясниться в любви и ненависти, - вот зачем. А европейцы - слишком размытое понятие. Кому объяснять? Водилам фур? Попрошайкам? Профессорам в университете? Конторским служащим? Нам с вами?
Это же не этнографическое кино, а художественное. Художественное высказывание - это вовсе не стремление что-то кому-то объяснить. Насколько я понимаю, конечно.

Я думаю, что волшебный мир - только в экране телевизора.
Белград нам показали. Для цыган там - либо милостыня, либо помойка.
hhhhhhhhl
Jul. 20th, 2011 08:55 am (UTC)
Генезис:))

А русская деревня ничем не лучше и не хуже*
Я и говорю, что цыганская ничем не хуже. Но вот немецкая - волшебный мир из телевизора, факт. Я тут заблудилась и зарулила в 30-км зону, поездила между их домиками, то есть буквально по деревне и с некоторыми поговорила, на дорогу выбираться-то надо. Но да, рядом на одной земле.
Про волшебный мир Вы абсолютно правы, что ждёт цыган хоть в Белграде, хоть где - ясно и без Петровича, я просто пытаюсь с позиции героя или героини: они сидя там, думают, что "волшебный мир" рядом, в него можно попасть, отсюда порыв. (И во "Времени цыган" тоже, он уверен, что сможет).

Вот интересно, Петрович не держался за эту тему, я вычитала, что он после этого фильма снял фильм с Ани Жирардо "Скоро будет конец света", а потом экранизацию "Мастрера и Маргариты" совместно с итальянцами - ничего не слышала совсем.

rekaoka
Jul. 20th, 2011 09:19 am (UTC)
Я тоже не слышала. Особенно любопытно МиМ. Хотя в удачу не очень верю.

Вспомнила, как было в Казахстане (мы там жили одно время). Градация по степени от худшего к лучшему была такая: казахский аул, русская деревня, украинская и , наконец, немецкая как пик чистоты, порядка и довольства.
Так что вы правы. Но это внешнее. А по сути. По сути будет что-то вроде "Белой ленты" Ханеке; хотя и это - образ и квинтэссенция, а в реальности всё посложней и попроще в то же самое время.
В общем-то, примерно об одном мы говорим. Как водится:)
hhhhhhhhl
Jul. 20th, 2011 09:31 am (UTC)
Даже украинцы нас обогнали:))

МиМ поищу, но в описании экранизацию называют спорной. Не думаю, что есть перевод, если что скину.
А "Белую ленту" не видела, тоже поищу. Так вот и просвещаюсь потихоньку.
( 15 comments — Leave a comment )