?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Взялась посмотреть фильм из любопытства после ленты «Берлин. Симфония большого города» Вальтера Руттмана, и пишу пост, чтобы восстановить историческую справедливость на страницах этого журнала.
Вертов - самая что ни на есть центральная фигура. Больше всего я хотела обратить внимание на него.* Да, это всё - он, и чтобы понять это, нет необходимости вникать в тексты искусствоведов, достаточно просто посмотреть как он снял фильм.

То, что двадцатые – время поисков новых форм в искусстве, говорить нет необходимости. Это факт известный. Например, Маяковского и окна РОСТА каждый советский школьник знал, а Хлебникова - нет, но сути это не меняет. Неудивительно, что в то время и кинематограф стал площадкой для творческих экспериментов.

Фильм «Человек с киноаппаратом» имеет подзаголовок «Зрительная симфония». Москва узнаётся хотя бы тем же Большим театром, но часть фильма Вертов снимал в Одессе, отсюда пляж в кадре, ветер совсем не московский, так что город - синтетический. Мне казалось, что будет невозможно избежать сравнения с фильмом Руттмана. Поначалу так и было: утро, город пустой, улицы, бульвар, спящие на лавках почему-то, не только беспризорники, даже девушка в туфлях. Но вот появляется он – человек с киноаппаратом, и меняет впечатление. Он как кинооператор в кадре, и он как автор идеи, как изобретатель всех тех приёмов, что начинает выносить на экран, вызывая удивление и восхищение. Кажется, современного зрителя так активно потчуют новыми технологиями, что уж там Вертов с его камерой, которая снимала-то, пока он ручку вращал. Но мне как-то хватает воображения увидеть это и из того времени, рукоплескать автору за все его режиссёрские, операторские и монтажные находки.
Открытия.
Приёмов столько, что их сложно охватить навскидку, причём он комбинирует в одном кадре, но в их использовании нет надуманного наворота, всё ради усиления впечатления от происходящего на экране.

Движение камеры, например, в лоб несущемуся поезду, тут же - резкий разворот, и обратно - во встречный. Или через раскачивания камеры от макушки церкви через мостовую на фасад здания напротив и дальше - в небо или такое микро-покачивание над пивными бутылками, увеличил амплитуду и «улетел» на улицу, буквально к фасаду лавки по продаже свечей и церковной утвари.

Совмещение в кадре разных фрагментов - наиболее часто употребляемый и самый эффектный приём от головокружительных ракурсов фасадов высотных зданий в стиле фоторабот Родченко, через показ движение на улицах, в первую очередь трамваев, которыми Москва набита, какой-то трамвайный мир, по три штуки на перекрёстке, едут нос в хвост, а Вертов ещё режет кадры, соединяет горизонтальными или вертикальными фрагментами, уплотняя всё таким образом. И далее до передачи напряжения рабочего дня, когда телефонистки рядами, девушки в конторе просто слоёным пирогом - белые блузы над чёрными столами. Помимо того, что существует убыстрённая съёмка для создания заданного ритма. К концу дня и к концу фильма соответственно он наращивает эффект. Совмещая по три кадра или больше, увеличил толпу на улице до неба, вернее, неба и нет, люди, люди, и тут справа в кадр въезжают трамваи, словно инопланетные корабли. Трамваи огромные.
Масштаб.
Вертов одновременно меняет масштаб. Многократно. И в финале доводит это до совершенно великолепной картинки, когда пианист играет на рояле, но при этом на чёрной крышке танцуют маленькие белые балеринки. Насмешил, когда в репродукторе сначала гармонь проступала, потом, руки пианиста, ухо, рот певицы, и хотя фильм немой, то есть именно без музыкального сопровождения, но картинка позволяет «услышать» репродуктор.
А разламывание кадра с Большим театром показалось настолько в тему последним событиям, хоть заимствуй для иллюстрации злобных статей в адрес организаторов реконструкции Большого.

Но если говорить о масштабе, то в первую очередь о кинооператоре. И я имею в виду не только размер, когда он неимоверно большой возвышается над городом, камера словно волшебная пушка в его руках. Я имею в виду роль этого человека в фильме. Он присутствует в кадре: идёт, бежит, карабкается. Устанавливает свою треногу в самых немыслимых местах: на каких-то перекрытиях, между трамваями, чтобы эти железные тела буквально обтекали его, в сталелитейном цеху, где показано, как его гонят, так как это опасно, на что Вертов отвечает эффектом мерцания кадра, и этот приём затем повторит ещё раз. Он сидит на подножке трамвая, поезда, зависает в люльке над потоком, ложится на мостовую. Не говоря о том, что он предпринимает, чтобы снять поезд с уровня колёс. Он почти всё время в кадре, словно показывает, как он это делает. Меня поразили две вещи, сведённые примерно в середине фильма.
Как намеренно продемонстрирован процесс съёмки. Кода Вертов стоит на двери(!) открытой машины - кабриолета, камера установлена треногой в пол, крутит ручку и снимает извозчика. Это - настоящий трюк, опасный притом. Вторая камера снимает, то сзади, то с боку. Очевидно, что они так едут не сто метров и на скорости. Аналогично на мототреке, где он буквально левой рукой держит руль, правой вращает ручку кинокамеры, закреплённой жёстко. Я усматриваю помимо информационно-хроникальной функции, ещё и просветительскую. И здесь второй момент, самый невероятный, на мой взгляд. Он выносит зрителю технологию кинопроизводства: сортировку материала, монтаж. Показывает фрагмент плёнки, правда, переведенной в позитив для ясности, монтажистку с ножницами или просто над столом, а затем кадр на экране, словно предлагает зафиксировать соответствие плёнке, и так в несколько заходов. Узнаю бонусы: «Сейчас мы Вам расскажем, как мы это сделали».

Насколько продуманы 60 минут фильма. Ведь, он умудрился ещё и развлечь зрителя, устраивая фокусы на экране. Проступание одного кадра после другого с результатом неких действий, сами действия вырезаны: спортплощадка – пустая, раз - девушки-гимнастки рядами; гладь воды – групка плавчих из ниоткуда, карусель закрыта – хоп, открыта, лошадки и прочее.
А анимация. Придумано и сделано ловко: городошная фигурка собирающаяся сама из палочек, шашки и шахматные фигуры, сами расставляющиеся на доске – смонтировано обратным ходом. Стенгазета сама залезает на стену. О, газета – шрифты рукописные. Но самый грандиозный момент в конце, когда тренога кинооператора словно танцует, кинокамера сама вылезает из чехла и садится на штатив, вращает ручку, объектив и что там ещё у неё может выдвигаться, "головой" вертит и уходит.

В фильме есть невероятно поэтичный эпизод. Примерно с 46-ой минуты. Он показал спорт на замедленной съёмке и со стоп-кадрами: девушка дискобол в раскручивании - движения как в танце; прыжки через перекладину с шестом и без - лёгкость и напряжение всех мышц; прыжок с вышки, бег лошади. И лица на трибунах, они прекрасны: улыбающиеся лица девушек, коротко стриженных по той моде, молодых людей, парней в кепках; женщины с собачкой – две с одной.

Надо сказать, что на всю тяжесть труда лишь отчасти механизированного тогда, отсутствие устроенного быта, утром умывание в тазу, после смены в корыте под проточной водой из крана, лица жизнерадостные: девушки за каким-то нитко-наматывающим станком, на конвейере, после работы или на улице парочками щебечут, смеются, хотя были и просто бабки в платках. Дети, наблюдающие за фокусником, милые. Что говорить, дети – особый народ. Беспризорник в камеру засмеялся, барышня убежала, а дама сумочкой прикрылась, засмущалась. Сейчас на улицах города народ хмурый.
А какие показаны тренажёры: и гребной, и вело, даже нечто массирующее мышцы женского живота. В целом быт интересен, конечно. Пивная - все в кепках, столы за драпировками, автомат для открывания пивных бутылок молотит как конвейер, кинотеатр с афишей рисованой, клуб. Часто бытовые зарисовки поданы через противопоставления: девушка умывается – дворник моет город, в парикмахерской намыливание волос – стирка белья, заточка лезвия для бритья парикмахером – топора плотником, модница на макияже в салоне - ручной примитивный труд работницы, замотанной в платок, похороны – свадьба, смерть – рождение ребёнка, даже снят процесс родов. Много красивых крупных планов, а ещё частенько в кадре ножки и в туфельках и босые.

Фильм начинается и заканчивается в зале. Сначала – пустом, входят зрители, занимают места, механик заряжает плёнку, человек скрывается за кулисами, именно так экран – за кулисами, и начинается фильм. А в конце – возвращение в зал и прогон ленты перед зрителями, прямо узнаю моменты на экране, что уже видела, некоторые новые, не вошедшие в большой монтаж. То есть мы смотрим на то, как смотрят они. У меня есть свой вариант прочтения этого зрительского обрамления ленты. Вертов раздвигает границы фильма, выносит его за рамки киноплёнки, фильм это – и те, кто его смотрят. Конечно, кино - не театр, но в конце эпизоды на экране чередуются с крупными планами зрителей в зале, лица, ещё и ещё. Маятник часов отсчитывает время. Финальный кадр - глаз кинооператора через объективе камеры обращён на зрителей, на тех, кто пришёл в кинотеатр тогда и на сегодняшних, на меня перед ноутбуком.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28


У оригинала отсутствует какой-либо звук и музыкальное сопровождение в том числе. Но
"...один из документов, сохранившихся в архиве Вертова - "Музыкальный конспект к "Человеку с киноаппаратом"". (Из книге Рошаля "Дзига Вертов" (он там рассуждает про ритм фильма).
Там автор указывал "характер музыкального сопровождения каждого эпизода во время демонстрации фильма в кинотеатрах".*
Рутрекер предлагает саундтрек Alloy Orchestra. Я лично, смотрела без, просто выключив звук. Разные источники приводят не совпадающие саундтреки. На том же рутрекере в скрытом комменте от gjar информация по всем вариантам, записанным для этого фильма с 1996 по 2010 год.

Для желающих
фильм «Человек с киноаппаратом» скачать с рутрекера, с депозита, посмотреть на You Tube.
Статья в журнале "Сеанс" Советский киноавангард на пленке и на бумаге*
там же Дзига Вертов и другие кинолюбители.
Удивительный материал - покадровое описание фильма.

В 2002 году был снят документальный фильм
«Дзига и его братья»*. Фильм рассказывает о трёх братьях Кауфманах - Давиде, Моисее (Михаиле), Борисе. Все они были кинооператорами. Дзига Вертов - псевдоним старшего брата Давида. Из трёх братьев двое - Дзига и Михаил остались в СССР. Борис уехал во Францию. После войны эмигрировал в США, где в 1954 году получил «Оскар» за фильм «В порту» (Реж. Элиа Казан). Борис Кауфман также был оператором «12 разгневанных мужчин»(Сидней Люмет) и еще десятка американских художественных фильмов. Фильм рассказывает о судьбе каждого из братьев.
Скачать фильм с рутрекера с депозита.

* за информацию и ссылки спасибо rekaoka.

Страничка из тетради Д. Вертова.
Пресса. Вертов и Руттман.
Когда фильм был смонтирован, то в ожидании релиза мандраж Вертова достиг предела. Он требовал, чтобы все советские газеты, включая и главную «Правду» опубликовали до показа фильма объявления, в которых написали бы про экспериментальный характер фильма. Вертов действительно боялся, что его кино или будет положено на полку, или будет проигнорировано зрителем. Благодаря этой Вертовской паранойе о фильме действительно заговорили все. Слухи, обсуждения, новости появились еще до того как «Человек с киноаппаратом» был показан. И вот он вышел на экран...

Публика попроще чесала затылок и молчала. Публика поинтеллигентнее сначала осторожно, а потом и с жаром начала давать режиссеру правых хуков в челюсть (ну чем не Уве Болл?!).

Писали, что фильм невозможно смотреть из-за темпа монтажа, что его скорость раза в четыре превышает все мыслимые человеческие возможности. Причем удивительно, что писали это не только советские, но и американские газеты. Например, «Нью-Йорк Таймс»:

«Продюсер Дзига Вертов не принимает во внимание тот факт, что человеческий глаз способен воспринять только лишь определенное количество кадров. Здесь же количество кадров просто немыслимое».
Нам, знакомым с «Домино», «Необратимостью» или телеканалом MTV, конечно смешно читать эти обвинения, но тогда они воспринимались как приговор.

Были кинокритики, которые обвиняли режиссера в формализме — опасное обвинение для тех лет. И даже С.М. Эйзенштейн прошелся по коллеге:

«При блестящем мастерстве абстрактного, формального сочетания кусков «в себе», т. е. по признакам формальным (темп кадра, нагруженность кадра, направление кадра и т. д.), — полное неумение монтировать кадры по признаку эффекта на аудиторию».
Были и такие, кто заявил, что Вертов, дескать, большинство технических «фишек» украл у Вальтера Руттмана из «Симфонии большого города», вышедшей на 2 года раньше «Человека с киноаппаратом». На это обвинение Вертов ответил лично, ткнув критиков носом в кинохронику и документальные фильмы, которые снимались в рамках руководимой им «Киноправды». Ее делали с начала 20-х, гораздо раньше «Симфонии». И все новаторские приемы были опробованы Вертовом еще там.

Впоследствии режиссер Вальтер Руттман** говорил о том, что вдохновение он черпал в новаторских кинематографических концепциях Вертова. Чем подтвердил первенство Вертова в этом креативном вопросе.

Через десятилетие Дзигу Вертова забудут. Последней его заметной картиной будет «Колыбельная» 1938 года. А три или четыре фильма, снятые Вертовым в Алма-Ате во время войны, в прокат так и не выйдут. В 1949 году режиссер Марианна Таврог, будучи на практике на Центральной студии документальных фильмов, увидит пожилого мужчину. Ей скажут, что это Дзига Вертов и у Таврог будет шок, поскольку она считала, что Вертов давно умер. Вертов проживет еще 5 лет и скончается в 1954 году.

После смерти его откроют заново. Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо назовут Вертова своим учителем, а его фильмы — полотнами огромного мастерства, совершенно недостижимого для документального иностранного фильма.
Из статья на filmz.ru.

** В статье и пресс-релизе немецкого фестиваля русская транскрипция имени и фамилии режиссёра не совпадает, я привела к единообразию.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
rekaoka
Nov. 10th, 2011 02:01 pm (UTC)
Лена, спасибо за ваш отклик.
Я когда-то видела по ТВ фильм Евгения Цымбала о трех братьях Кауфманах. Помню, что произвел на меня тогда очень сильное впечатление.
Их было три брата:
Михаил (именно он – оператор на «Человеке с киноаппаратом»).
Борис (он сделал карьеру за границей; великий кинооператор).
и
Денис, - Дзига Вертов то есть.
Нашла ссылки на скачивание фильма:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1761372
http://film.arjlover.net/info/dziga.i.ego.bratja.avi.html
Вроде сейчас качаю по второй, хочу пересмотреть.

(Мне кажется, героем «Человека с киноаппаратом» был не столько оператор, сколько сам киноаппарат; человек был при аппарате как бы слугой; в фильме подчеркивается объективность взгляда (объектив – объективность) на мир)

Спасибо еще раз!
rekaoka
Nov. 10th, 2011 02:24 pm (UTC)
Эх, у меня только 15 минут скачалось! Только начало (
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 10th, 2011 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 10th, 2011 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekaoka - Nov. 11th, 2011 03:52 am (UTC) - Expand
Дзига и его братья. - hhhhhhhhl - Nov. 11th, 2011 06:16 am (UTC) - Expand
Re: Дзига и его братья. - rekaoka - Nov. 11th, 2011 06:52 am (UTC) - Expand
Re: Дзига и его братья. - hhhhhhhhl - Nov. 11th, 2011 07:20 am (UTC) - Expand
Re: Дзига и его братья. - rekaoka - Nov. 11th, 2011 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 10th, 2011 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekaoka - Nov. 10th, 2011 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 10th, 2011 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekaoka - Nov. 10th, 2011 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 10th, 2011 05:51 pm (UTC) - Expand
je_nny
Nov. 10th, 2011 08:07 pm (UTC)
Очень интересно и просто всеобъемлюще - как всегда!
hhhhhhhhl
Nov. 11th, 2011 05:48 am (UTC)
Да вот уже после "Берлина..." не могла не посмотреть, иначе картина была бы не полной. Теперь рада, что углубилась. Чрезвычайно интересно. Не знала раньше про него. Кинематограф этого времени вообще никак и нигде не подан, литература живопись больше, имена хоть на слуху. Так что у меня тут с допами от rekaoka ценный материал.
(no subject) - je_nny - Nov. 11th, 2011 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - hhhhhhhhl - Nov. 11th, 2011 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - je_nny - Nov. 11th, 2011 07:00 am (UTC) - Expand
mend_or_end
Nov. 13th, 2011 09:00 pm (UTC)
Спасибо Вам!
hhhhhhhhl
Nov. 14th, 2011 05:41 am (UTC)
Вам! За интерес. Ничего не знала сама. Такая страница в истории кино. Этот период больше связан с художниками для меня в первую очередь и с литературой, такой общепринятый штамп. А тут целый пласт.
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Nov. 21st, 2011 05:49 pm (UTC)
:)
vadim_dobriy
Jan. 16th, 2012 08:32 pm (UTC)
Я как-то решил посмотреть фильм "Три товарища" 1938 года. Выключил уже через 10 минут. Для современного человека, как мне кажется, уже трудно воспринимать нормально кино той эпохи.
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 03:53 am (UTC)
Сама не смотрю. Но это не художественное кино, а документальное. Но - настоящий творческий эксперимент. Я взялась после фестивального просмотра немецкого документального фильма про Берлин Руттмана, о котором здесь упоминаю и по первой активной строчке есть пост по нему. Тоже о городе, мегаполисе. Но по капсам видно какое разное кино. Мне было интересно. Тоже своего рода эксперимент.
Спасибо, что заглянули. Тема действительно специфическая.
nikitskij
Jan. 16th, 2012 08:44 pm (UTC)
поставил на скачку
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 03:59 am (UTC)
Спасибо за отклик. Стоит может посмотреть фильм о братьях, там рассказывается в том числе, как снимался этот фильм, как с техникой тех лет они с братом экспериментировали. И есть кадры, которые до сих пор не разгаданы с точки зрения технических приёмов. Меня подтолкнул к этому фильм Руттмана, который я увидела на фестивале немецкого кино. Первая сточка здесь активная.
anastgal
Jan. 16th, 2012 09:29 pm (UTC)
чудесный пост у Вас получился, завтра буду перечитывать ещё раз!
спасибо!
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 04:01 am (UTC)
Спасибо, что заглянули. Сравните с немцем - Рутманом по первой активной строчке в тексте, тоже документальное кино, про Берлин, но как отличаются капсы и сам фильм, конечно.
(no subject) - anastgal - Jan. 17th, 2012 11:22 am (UTC) - Expand
vladimirov_av
Jan. 17th, 2012 03:26 am (UTC)
Из фильмов той эпохи уже более менее нормально воспринимаю только "Веселых ребят" и фильмы с Чарли Чаплиным.
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 04:04 am (UTC)
Я понимаю. Сама не смотрю, конечно. Кака я написала уже в ответах, интерес возник после фестиваля немецкого кино, там верхняя строка активная. Посмотрела два документальных фильма в итоге про Берлин и Москву. Увлекательно.
Спасибо за интерес к посту.
luvida
Jan. 17th, 2012 07:48 am (UTC)
Как хорошо, что есть такие люди, как Вы! Потому что много есть на свете забытого и потерянного, но интересного. Спасибо.
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 12:01 pm (UTC)
Вам взаимно, за отклик.
a_sult_h
Jan. 17th, 2012 08:40 am (UTC)
совершенно не ориентируюсь в теме...
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 08:43 am (UTC)
Поняла. Ну и ладно. Я ж предупредила про специфику. Сама не спец, столкнулась случайно с эпохой и немым кино, углубилась, теперь кое что знаю. Вернее это и это (началось отсюда, может проще понять почему хотя б): http://hhhhhhhhl.livejournal.com/62347.html
taras_enko
Jan. 17th, 2012 10:25 am (UTC)
Спасибо! Очень познавательно.
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 12:00 pm (UTC)
Спасибо, что заглянули.
zoosovet
Jan. 17th, 2012 02:19 pm (UTC)
Спасибо за рецензию! Было интересно;)
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 04:22 pm (UTC)
Вам ответное спасибо, что заглянули.
(no subject) - zoosovet - Jan. 17th, 2012 07:14 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
hhhhhhhhl
Jan. 17th, 2012 05:01 pm (UTC)
Да ладно, я написала, очень специфично...
Нормально.
schrotmueller
Apr. 21st, 2012 02:44 am (UTC)
Как хорошо Вы написали! Я совсем недавно посмотрела этот фильм, он меня очень впечатлил. Как при отсутствии сюжета как такового автор выстраивает форму и всё время удерживает внимание зрителя.
А вот девушка, которая спала на скамейке и потом убежала, меня тоже интригует. Она явно не бродяжка, почему она там оказалась?
Там, где модница в салоне красоты и работница, параллельно есть ещё женщины, которые обмазывают друг друга грязью - по-моему, по контрасту с модницей это очень смешно!
Я сделала свою версию музыкального сопровождения к этому фильму. Вот тут есть: http://schrotmueller.livejournal.com/321840.html
hhhhhhhhl
Apr. 22nd, 2012 01:20 pm (UTC)
Спасибо за отклик. Девушка да, занятный момент, может, просто отдыхала... Я её в капс взяла даже. Ножки так он снял отдельным кадром:)
Вашу версию непременно послушаю вечером.
( 43 comments — Leave a comment )