?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О любви к музыке.

Рахманиновым я была сильно увлечена в юности. Второй его концерт узнавала с любого места. И у меня даже есть такие две коробки «Искусство Рахманинова» - пластинки, где все исполняет сам Рахманинов, архивные записи в Нью-Йорке 1921-1934 года. В одной коробке - две пластинки со всеми его концертами и Рапсодией на тему Паганини. А вторая - с фортепьянными произведениями других композиторов в его же исполнении. Ведь известно, что Рахманинов был уникальным пианистом, и при жизни талант исполнителя заслужил большего признания, чем его талант композитора. Ладно, не буду рассказывать все, что знаю про Рахманинова, у меня и двухтомник воспоминаний о нем, купленный в те же годы.

Так вот, я достаю эти свои раритеты, выдержавшие один переезд из другого города и три переезда по квартирам уже здесь. Упаковка страшная, бумага желтая, грубая, без особого оформления. Ставлю Третий концерт. Слушаю, да, это - он, но запись старая моно не хватает звука, объема, глубина оркестра вообще отсутствует. Не то. Поискала CD в Интернете, кстати, оказалось проблемой именно фортепьянные концерты. Вдруг ко мне приходит чудесная мысль: батюшки, а Филармония-то. Я бегом на сайт, смотрю, ищу, листаю. Нахожу, просто совпадение изумительное: 28 – 29 июня все фортепьянные концерты Рахманинова. 28-го: Первый, Второй и Рапсодия на тему Паганини, 29-го: Третий и Четвертый, прямо, как на моих пластинках. Иду и покупаю себе билеты на оба концерта, не смотря на то, что отлёт 30-го и надо собираться. (История прошлого лета, перед отъездом в Европу.)

И вот я 28-го выезжаю заранее, паркуюсь у Катькиного садика, не спеша, иду на Невский, захожу в кафе «Север», чтоб выпить кофе с любимым миндальным пирожным. Сажусь к такой бабульке питерской-препитерской, народу как-то набежало столько, что отдельного столика не было, а мне и не важно, ведь, я шла к Рахманинову. А бабулька идёт на этот же концерт оказалось, но у неё контрамарка. И завтра она тоже идёт. Обсудили исполнителя; он - из Кореи, но учился в Нью-Йорке и вообще именитый.
Я говорю, что иду из-за Рахманива, что отталкиваюсь в своих музыкальных предпочтениях от автора.
И бабулька тоже. Обсудили Рахманинова: ах, какой он, какой! Я хожу одна, т.к. спутники мне мешают.
И она. Так мы пощебетали, и бабулька пошла; а я подумала: Вот бы я могла быть через сколько-то лет такой бабулькой ходить в Филармонию по контрамаркам…

Зал Филармонии белый, но летом особенно нарядный, через окна под потолком бьет солнечный свет и освещение такое праздничное, щедрое, необычное, а может это - просто мое настроение.
Всё потрясающе: музыка, конечно, и исполнение: руки гутаперчивые такие, но быстрые, и атмосфера.
Все как затаили дыхание, набрали в рот воздуха, а потом вынырнули с аплодисментами и криками: «Браво!» И Рапсодия на тему Паганини удивительная, он написал ее в эмиграции быстро за полтора месяца, хотя вообще мало, что уже сочинял там. И эта легкость присутствует в музыке. Не передать ощущения: восторг, мурашки, прям комок в горле на Втором концерте, перед каждым любимым фрагментом, которые я помню ещё оказывается. Танеев сказал на премьере Второго концерта только одно: «Гениально!» Именно так. Выхожу на площадь Искусств, а солнце светит по сумашедшему, теплынь. Белые ночи. Шла в таком состоянии – дыхание, будто я кролем плыла полтора километра вот только что. А Невский – шумный, живой. Села в машину,  даже не поехала сразу. Посидела.
Какая фантастичесая красота, думала. Как можно жить и не ходить в Филармонию, и что я только делала столько лет в этом городе.
А 29-го же еще. Сначала - Четвертый. Мне он не очень нравится, какой-то вымученный. Рахманинов писал его в эмиграции чуть ли не 15 лет. А Третий – в завершении. Какой он красивый своей мелодичностью,
его прямо можно петь, а фортепьяно – просто божественно звучит. Я раньше безусловно недооценивала Третий концерт. Третий – фантастический, подражаю Танееву.

Третий концерт Рахманинова великолепно подан в оскароносном фильме «Блеск» Скотта Хикса 1996г. пр-во Австралия. Главный герой - Дэвид Хэлфготт - готовит Третий концерт Рахманинова на музыкальный конкурс будучи студентом престижной музыкальной школы в Лондоне. Интересны наставления педагога: «Слушай своё сердце, музыка - внутри.» Кстати это выступление с Третьим концертом закончилось для Дэвида печально, не смотря на первые успехи и всемирную славу, не из-за Рахманинова, конечно. Причины как всегда в детстве: безрадостном, под властью деспотичного отца. Юность, полная надежд и разочарований. Спасает только любовь женщины, готовой на всё ради потерявшего себя гения. Очень хороший фильм. Трогательный герой. И... музыка.
О фильме здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1248347
Посмотрите промо, послушайте «Полёт шмеля» в его исполнении на фортепьяно в первые секунды, и не сможете отказаться от фильма.
Скачать с одноголосым закадровым профессиональным переводом можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1248347

Не стану «грузить» фортепьянными концертами Рахманинова. Вот Вокализ его же. Всего пять минут.
Но в этих минутах столько нежности и любви, трепета и волнения скрипки под ровный
с лёгкими и мощными акцентами аккомпанемент фортепьяно.





А сам Рахманинов есть в роликах пользователя. Второй и Третий концерт первыми частями.
Обе записи как раз старые, как на моих пластинках.

Ещё Павел Лунгин снял фильм «Ветка сирени» в 2007 году. Неплохой. Что-то взято из сборника новелл  
Ю. Нагибина «Вечная музыка». Там две новеллы о Рахманинове. Новеллы лучше. Но в фильме – музыка.
Скачать фильм можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1248347

Новеллу Ю. Нагибина нашла только одну, но ту самую – «Сирень» вот здесь есть: http://lib.rus.ec/a/8634


С.В. Рахманинов в Ивановке.  
Работа народного художника России Е. Рябинского, 1981.
Холст масло, Музей-усадьба С.В. Рахманинова в Ивановке.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
twenty_25
Aug. 17th, 2010 06:12 am (UTC)
А он еще и мужчина был красивый, Сергей Васильевич. С удлиненным аристократическим лицом. На англичанина похож.:)
Жалко, что я ничего в музыке не понимаю. Полное отсутствие слуха усугубленное страстной любовью к пению.:) Окружающих распугиваю.
Я помню кусочек из "Весны на Заречной улице". Когда рабочая молодежь приглашает учительницу на пьянку-гулянку, а та не идет, слушает по радио концерт Рахманинова. Первый, по-моему... Ухо к репородуктору прижала, так трогательно.
hhhhhhhhl
Aug. 17th, 2010 08:31 am (UTC)
Второй как раз. Да.. Вот так. Концерт по заявкам радиослушателей. Представляете себе такое? Это предыдущее поколение буквально. А мы с Вами вон как. Да и "Хаус" тут как тут, не успеет там появиться.
Вокализ послушайте. Тут слух не нужен.

"Сирень" - очень романтический рассказ. Они там пили сиреневое вино: росу на заре с кустов сирени в саду.
Сергей Васильевич был красавец, в молодости особенно.



Правой рукой брал полторы октавы. Фрай по этому поводу развлекался в своей " ..истории классической музыки" схематично изображал, сравнивая то ли со слоном то ли с диназавром, уж не помню точно. Рисуночки такие на странице.
twenty_25
Aug. 17th, 2010 12:12 pm (UTC)
Очень хорош, особенно в профиль. Типичный британец.:)
Сиреневое вино, роса на заре - так романтично. Плюс красота, плюс талант и пианино, плюс длинные музыкальные пальцы - Сергей Васильевич должен был иметь успех у женщин, определенно. Но история умалчивает, как и в случае другого, не столь знаменитого, но, тем не менее, известного нам пианиста.:)
Нереализованные чувства трансформируются в... Роли, концерты, книги, судьбу?..
hhhhhhhhl
Aug. 17th, 2010 01:53 pm (UTC)
Да, должен был иметь успех. Тем более такой талантливый. Но здесь даже Лунгин для своего фильма ничего выжать не мог для остроты сюжета. Биография не предоставила материала. Получилась романтическая история.

Да и женитьба на Наталье Сатиной, кузине, тоже о многом говорит. Он жил в жоме Сатиных в юности.
Но семья, дети. Рахманинов много выступал с концертами. Руки берёг. Перед концертами кнопки на ботинках, а он носил только такие, застёгивала жена, чтоб он ногти не сломал.

А чувства безусловно находят выход. Именно так <Роли, концерты, книги, судьбу?>
Вот вокализ этот. Ведь, написан для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, был посвящен Антонине Неждановой, сопрано.
Это потом переложил для разных инструментов и оркестра даже.
Я то люблю больше этот вариант.
( 4 comments — Leave a comment )